Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Самый популярный предмет в нашей школе. (Укажите свой любимый предмет)
Всего 393 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 707 человек

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Дата: 3 октября 2017 в 14:58, Обновлено 15 ноября 2017 в 14:08

http://rct.gomel.by/portal/

Гомельский областной профориентационный портал

Новые профессии Беларуси

За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появилось множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Новые профессии устойчиво заняли свое место под солнцем и вполне успешно развиваются. О некоторых из них можно прочесть в этой статье.

Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы. За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появилось множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Некоторые (например, системный администратор, веб-дизайнер) связаны с развитием в стране компьютерных технологий и Интернета, некоторые же (риэлтер) раньше у нас были попросту невозможны ввиду совсем иного социально-экономического строя. Так или иначе, многие новые профессии устойчиво заняли свое место под солнцем и вполне успешно развиваются. О некоторых, на наш взгляд, наиболее примечательных мы и поведем наш рассказ.


РИЭЛТЕР (агент по недвижимости)

Активно развиваться эта профессия в Беларуси начала после того, как в конце 80 -- начале 90-х стало наконец возможным для физических и юридических лиц проводить операции с недвижимостью (купля-продажа). По оценкам специалистов, в крупных белорусских городах на сегодняшний день приватизировано около 70% жилого фонда. О бурном развитии этого сегмента рынка говорит и тот факт, что сегодня в республике насчитывается более двухсот агентств недвижимости. Неудивительно, что специалисты по оказанию данного вида услуг пользуется все большим спросом.

В задачу риэлтера входит юридически грамотное оформление сделки, ее полное технологическое сопровождение. Работодатели считают, что наиболее способны к этой профессии женщины от 22 до 45 лет. У них выше чувство ответственности, более высокая способность к обучению. В работу агента по недвижимости неплохо включаются люди, имеющие опыт в коммерческой деятельности, в области сетевого маркетинга и продаж, поскольку обладают таким ценным качеством, как чувство клиента. В риэлтеры весьма успешно переквалифицируются бывшие работники социальной сферы, страховые агенты, учителя, психологи, которых в последнее время подготовлено чересчур много. Их главный козырь -  умение общаться, убеждать.


ДИ-ДЖЕЙ

Отечественный FМ-рынок начал развиваться 10 лет назад. И в эфире на частоте FМ появилось порядка 10 радиостанций, что стало предпосылкой для формирования совершенно новой для нас профессии ди-джея (DJ). Ее без преувеличения можно назвать одной из самых престижных (особенно среди молодежи). Правда, многие в то же время считают ее не совсем серьезной. Мол, что может быть проще сидеть у микрофона и нести разную чепуху в эфир и при этом ставить музыку, которая нравится.

Какого-то специального учебного заведения, в котором бы готовили DJ, как и в случаях с некоторыми другими новыми профессиями, у нас нет. Возможно, именно поэтому столь остро ощущается дефицит профессиональных ведущих. Некоторые радиостанции сами пытаются выращивать ди-джеев, некоторые же попросту перекупают наиболее талантливых у конкурентов. Потому-то и наблюдается ситуация, когда многие DJ, словно кузнечики, прыгают с одной частоты на другую. Время от времени радиостанции проводят конкурсы ведущих, отбирая из сонмища претендентов лишь единицы. Причем критерии отбора везде могут отличаться. Так или иначе, но одно из основных требований для работы DJ -- наличие высшего гуманитарного образования, предполагающее культуру языка, умение грамотно формулировать свои мысли перед микрофоном, хорошая дикция. Еще одно непременное условие -- знание английского, для того чтобы ведущий мог точно прочитать название композиции и правильно ее произнести. Кроме того, он должен ориентироваться в музыкальных направлениях, обладать широким кругозором. Ну и естественно, голосовые данные человека. Хотя здесь у каждой радиостанции свои вкусы и предпочтения. Иногда в эфире встречаются очень специфические голоса.

Деятельность на радио для наиболее успешных DJ является стартовой площадкой для работы на ТВ, некоторых приглашают вести шоу-программы в модных ночных клубах, участвовать в разных культурных мероприятиях и т.д.


КРУПЬЕ

Игорный бизнес существует около четырехсот лет, однако в Беларуси первые казино появились сравнительно недавно - в начале 90-х, после поднятия "железного занавеса", ограждавшего советских граждан от всякого рода капиталистических соблазнов. Еще достаточно молодой у нас можно назвать и профессию крупье - ключевую фигуру казино. Он выступает в роли ведущего, меняет деньги на фишки, предлагает делать ставки. Основные требования, предъявляемые обладателям этой профессии, это математические способности, высокая координация движений рук. Возрастные критерии - от 18 до 25 лет. Обычно некоторые казино раз в год (или по мере необходимости) проводят наборы в школу по подготовке крупье. Обучение длится около 4 месяцев, включает доскональное изучение правил игры (в основном это рулетка, покер и блэкджек), отработку основных элементов: умение делать шафл (тасовать карты), быстро и правильно их раскладывать, правильно "нарезать" жетоны, чиповать (собирать фишки). Ну и самое главное - умение быстро считать, что особенно важно при игре в рулетку, где необходимо наизусть знать таблицу умножения до двадцати, высчитывать разные комбинации чисел.


МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ

Сейчас на рынке труда представлено множество вакансий, объединенных общим словом "менеджер" (переводится как "управляющий"). Среди них одна из самых распространенных - менеджер по рекламе. Надо сказать, что сегодня рекламный рынок страны - это активно развивающийся сегмент национальной экономики. На начало 2001г. насчитывалось 718 субъектов хозяйствования (агентств), имеющих отношение к рекламе, из них более половины (421) в Минске. Рекламный рынок - это целая индустрия. В нее входят телевидение, радио, газеты и журналы, наружная реклама, реклама в Интернете и кинотеатрах, социальная и государственная реклама, производство рекламной продукции, выставочная деятельность, рекламное творчество и многое другое. Структура рекламного рынка носит социальный характер и включает в себя все общество.

В этой связи можно констатировать, что менеджеры по рекламе требуются везде. Наиболее распространенные адреса - торговля и СМИ. Работая в торговой организации, менеджер по рекламе планирует и проводит рекламные компании своей фирмы, а также оценивает их эффективность. У менеджера по рекламе в СМИ (в газетах, журналах, на телевидении, в последнее время даже в Интернете) в обязанности входит поиск заказчиков, продажа рекламных площадей и заключение договоров. Но где бы ни трудился менеджер по рекламе, он всегда должен иметь собственный план работы и максимально проявить себя. К менеджеру по рекламе предъявляют следующие требования: высшее образование, общительность, доброжелательность, настойчивость, энергичность. Желателен опыт работы в этой сфере, наличие собственной клиентской базы и связей в СМИ, умение работать на компьютере. Среди агентов по рекламе можно встретить представителей самых разных профессий, однако чаще всего это бывшие учителя, психологи, журналисты...


РЕКРУТЕР

Появление этой профессии связано с активным развитием в стране кадрового бизнеса вообще и рынка кадровых агентств, в частности (на сегодняшний день их насчитывается уже более полутора десятков). Рекрутер -  это человек, подыскивающий для организации или компании по ее заказу того или иного работника. Зачастую кадровым агентствам приходится заниматься поиском специалистов, обладающих редкими знаниями, специфическими квалификациями, имеющих профессиональный опыт в какой-то узко специализированной сфере. Такой вид поиска называется хэд-хантингом (в переводе с английского -- охотник за головами). В данном случае используется весь инструментарий охоты за ценным сотрудником - от поиска информации об интересующем человеке по самым разным каналам до звонков и встреч с ним под различными предлогами. Как рассказала мне представитель одного из минских кадровых агентств, иногда случаются истории с почти детективным сюжетом. Под предлогом просьбы о консультации и ссылаясь на общих, иногда мнимых знакомых, необходимо заставить потенциального кандидата встретиться на нейтральной территории, в парке или кафе. Сделать это достаточно непросто, так как такой человек не заинтересован в поиске новой работы и не собирается ничего менять. В процессе беседы нужно найти такие аргументы, чтобы заинтересовать его новыми перспективами и убедить в пользу нового предложения. Кстати, в московских агентствах нередки случаи, когда за тем или иным человеком порой приходится летать по всему миру -  в Египет, Англию, Канаду.

Надо заметить, что в Беларуси официально профессии рекрутера нет, хотя деятельность, связанная с привлечением, отбором и наймом персонала активно существует. Близкими к рекрутингу специальностями являются должности руководителя служб управления персоналом, специалиста по кадрам и профориентации, агента по трудовым договорам и найму. Основные требования, предъявляемые к рекрутерам - обучаемость, активность, коммуникабельность, презентабельность. Как показывает практика, большинство из них - молодые люди до 30 лет, многие имеют психологическое или педагогическое образование, что является очень важным при работе с клиентом.


WЕB-ДИЗАЙНЕР

Вряд ли сильно погрешим против истины, если скажем, что одним из величайших изобретений ХХ века стало создание Интернета - всемирной сети, посредством которой можно найти практически любую интересующую информацию, пользоваться электронной почтой, смотреть прямые трансляции в режиме реального времени и многое другое. В Беларуси Всемирная паутина широкое распространение получила всего несколько лет назад, однако уже успела завоевать огромную популярность, количество пользователей Глобальной сети постоянно растет. В этой связи возрастает значение профессии веб-дизайнера, в обязанности которого входит разработка и создание веб-страниц -- важной составной части Интернета. Сегодня во Всемирной паутине размещают свои собственные сайты главы государств, политики, организации, компании, актеры, музыканты и даже спецслужбы мира (такие, например, как ЦРУ, ФСБ, СИС), электронные версии имеют различные периодические издания, спортивные команды, простые граждане. Для того, чтобы заниматься wеb-дизайном, необходимы навыки программирования для веб (СGI/Реrl, РНР, Jаvа), знание языка НТМL, владение графическими программами (Соrеl, РhоtоShор), кроме того, иметь образование дизайнера.

Надо сказать, что процесс создания сайтов достаточно трудоемкий. На разработку одного солидного портала уходит в среднем 2 месяца. Впрочем, его постоянное усовершенствование продолжается и по окончании работы.

Зачастую опытные веб-дизайнеры (например, в редакциях газет) совмещают работу с должностью системного администратора, еще одной активно развивающейся профессией новой Беларуси. Говоря языком должностных инструкций, в его обязанности вменяется "поддержание в рабочем состоянии и текущая модернизация аппаратно-программного вычислительного комплекса предприятия". То есть системный администратор должен разбираться как в "железе" - компьютерах, периферийном, сетевом и офисном оборудовании, так и в программном обеспечении, обладать определенными навыками программирования.

Пока не все профессии, о которых мы рассказали выше, можно сегодня освоить в учебных заведениях страны. Одна из причин в том, что система образования еще попросту не успела сориентироваться в быстро меняющейся конъюнктуре рынка труда. Впрочем, отнюдь не во всех случаях уместно вести речь о поточной подготовке тех или иных специалистов. Вспомним, какой бум в середине 90-х был на профессии юриста, психолога, экономиста, бухгалтера. В результате их было подготовлено значительно больше, чем требовалось, что привело к безработице среди обладателей данных специальностей. К слову, многие экономисты, психологи, юристы, не нашедшие применения по профессии, впоследствии перешли работать в кадровый, рекламный бизнес, занялись индивидуальным предпринимательством.

Многие динамично развивающиеся компании самостоятельно проводят наборы сотрудников на ту или иную специальность с последующей подготовкой. В частности, это касается риэлтеров. Обучить этой профессии берутся сами агентства по недвижимости, заинтересованные в расширении штата специалистов. То же можно сказать и о профессии крупье (кстати, официально она называется "дилер казино").


СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ. ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА

Сокращение численности трудоспособного населения страны негативно отражается не только на деятельности организаций, но и на состоянии тех отраслей экономики, в которых работают высокопрофессиональные специалисты. Автор данной статьи рассматривает основные тенденции, сложившиеся на рынке труда к настоящему времени, и делает краткий обзор специальностей, востребованных в сфере экономики и финансов.

В настоящее время в сфере финансов и экономики растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но привлечь их становится все сложнее: большинство профессионалов, заинтересованных в смене работы, имеют сразу несколько предложений от работодателей. Все еще сохраняется разрыв в уровне заработной платы сотрудников российских и зарубежных компаний, но постепенно он сокращается. Современный рынок труда в РБ все больше становится рынком кандидатов. Заработная плата является основным мотивирующим фактором для финансовых специалистов, что приводит к росту оплаты труда и формированию не всегда адекватных ожиданий относительно уровня зарплаты. На сегодняшний день не работодатель выбирает специалиста, а специалист - работодателя. Возможность предложить более привлекательный, по сравнению с конкурентными, компенсационный пакет является главным преимуществом компаний, желающих привлечь лучших специалистов.


СПЕЦИАЛИСТЫ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

В банковском секторе растет спрос на специалистов, занимающихся продвижением и продажей банковских услуг, а также обслуживанием клиентов. Наибольшее число вакансий на стартовые позиции — это сотрудники фронт- и бэк-офисов. На эти должности приглашают специалистов с высшим финансовым или экономическим образованием.  Востребованы также специалисты в сфере кредитования юридических и физических лиц. Растет потребность и в специалистах, занимающихся оценкой движимого и недвижимого имущества предприятий и физических лиц. Потребность предприятий в привлечении инвестиций способствует увеличению спроса на специалистов в области ценных бумаг, заработная плата которых состоит из фиксированного оклада и процентов от сделок. В связи с открытием новых филиалов и отделений банков растет число вакансий на руководящие должности, требуются специалисты, занимающиеся управлением и мотивацией персонала, продажей банковских услуг.


СПЕЦИАЛИСТЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ СФЕРЫ

По-прежнему востребованы специалисты в бухгалтерской сфере: главные бухгалтеры, их заместители, старшие бухгалтеры, бухгалтеры, занимающиеся приходно-расходными операциями. Причем намечается тенденция к специализации сотрудников этой сферы. Сегодня квалифицированный бухгалтер должен знать не только методологию бухгалтерского учета, но и различные схемы налогообложения, методы налогового планирования, гражданское и административное законодательство; а также иметь практический опыт работы в качестве бухгалтера в одной или нескольких отраслях (производство, строительство, оптово-розничная торговля, услуги, развлекательный бизнес, общественное питание, страховой бизнес и др.).

Необходимо, чтобы бухгалтер мог ориентироваться в справочно-правовых системах («Гарант», «Консультант Плюс») и знал одну или несколько специализированных бухгалтерских программ: «1С», «Галактика», «Парус» и др.

Время, когда бухучет вели специалисты, окончившие краткосрочные бухгалтерские курсы, прошло. Требования работодателей к уровню образования бухгалтера сегодня — это наличие не только высшего экономического образования, но и аттестата профессионального бухгалтера. Для компаний, работающих с иностранными партнерами, важно, чтобы бухгалтер владел как отечественной, так и западной системой отчетности, а также английским языком на рабочем уровне. Знание международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) все больше становится востребованным и в крупных российских компаниях в связи с их переходом на эту форму отчетности.

Бухгалтер, ведущий учет на том или ином участке по российским стандартам учета и отчетности, получает заработную плату от $700-800 до $1200; бухгалтер, знающий отчетность по западным стандартам (GAAP, IAS) и специальные бухгалтерские программы (Axapta, SAP, Scala), получает в среднем $1500. Зарплата главного бухгалтера крупной компании, знающего международные стандарты финансовой отчетности, составляет $2000-4000, главный бухгалтер маленькой российской компании может зарабатывать от

1000$. Заместитель главного бухгалтера должен обладать теми же знаниями и навыками, что и главбух. Его заработная плата в крупной компании может составлять $1500-3000.


СПЕЦИАЛИСТЫ АУДИТОРСКИХ ФИРМ

В связи с необходимостью проводить внешние аудиторские проверки, в аудиторско-консалтинговых компаниях растет спрос на аудиторов, специалистов в области оптимизации налогообложения (налоговых консультантов), методологов, занимающихся разработкой методик бухучета и налогообложения, специалистов в сфере управленческого консультирования, налогового права.

В настоящее время аудит — это комплексная проверка деятельности предприятия группой специалистов. Главная задача внешнего аудита — установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и дать рекомендации по оптимизации бухучета и налогообложения. Соответственно, аудитор — это финансовый ревизор.

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной (инициативный аудит). Добровольный аудит проводится по инициативе руководства предприятия для обнаружения возможных ошибок на случай внезапной проверки налоговой инспекции, а также для того, чтобы определить состояние дел в компании. Бывают выборочные проверки (за тот или иной период) и сплошные, а также тематические (проверка определенного участка бухгалтерии, например, приходно-расходных операций). Налоговый аудит — это контроль правильности расчета налогов и налоговой отчетности.

Как правило, это специалисты с высшим экономическим или финансовым образованием, имеющие сертификат аудитора и опыт проведения аудиторских проверок.

На крупных предприятиях отмечается усиление системы внутреннего контроля. Это приводит к увеличению спроса на внутренних аудиторов. Востребованы также специалисты в области методологии бухгалтерского, управленческого и финансового учета.

Внутренний аудит (в отличие от внешнего) проводится службой внутренней ревизии, занимающейся проверкой и оценкой деятельности предприятия ежедневно. Его результаты являются объективным источником информации, помогают собственнику или топ-менеджеру оценить ситуацию в компании и качество выполнения принятых управленческих решений.

В связи с переходом многих российских компаний к международной системе отчетности все большим спросом на сегодняшний день пользуются специалисты по трансформации российского бухучета (для соответствия его стандартам международной финансовой отчетности). Особенно востребованы специалисты с опытом работы в крупных аудиторских компаниях. На современном рынке труда ощущается дефицит этих специалистов, т. к. в программу их подготовки входят многоступенчатая сдача экзаменов и получение международного сертификата. Потребность в специалистах по МСФО будет расти и дальше в связи с обязательным переходом в ближайшем будущем российских предприятий на международную систему бухучета и отчетности.


СПЕЦИАЛИСТЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

По-прежнему высок спрос на финансовых специалистов, занимающихся бюджетированием, финансовым планированием и контролем, отслеживанием движения финансовых потоков — финансовых контроллеров и аналитиков, специалистов казначейства.

В настоящее время очень популярна профессия финансового директора, одного из главных топ-менеджеров предприятия. Размер его зарплаты может варьироваться, в зависимости от опыта, знаний, наличия диплома MBА, западных сертификатов, уровня владения английским языком.

Появление в компании должности финансового директора свидетельствует о том, что предприятие развивается, ему необходимы новые современные инструменты финансового контроля, соответствующие требованиям международных стандартов. Крупные холдинги стремятся найти на эту должность специалиста с многолетним опытом работы в качестве финансового директора в крупных компаниях.

Работа финансового директора заключается в управлении финансовыми потоками и начинается с создания и оптимизации системы контроллинга на предприятии, постановки управленческого учета, с помощью которого будет проводиться анализ финансовой деятельности предприятия. Все решения принимаются с учетом финансовых показателей, влияющих на финансовое состояние компании, информации, отраженной в финансовых отчетах. Если основная функция бухгалтера состоит в том, что он регистрирует уже свершившиеся факты и рассчитывает налоги в рамках действующей системы налогового учета, то задача финансового директора — планирование будущего, т. е. бюджетирование и налоговое планирование.

В настоящее время в крупных российских компаниях действует финансово-экономическая служба, в которой четко разграничены функции контроллинга и управления. Департамент учета и планирования под руководством главного бухгалтера выполняет функцию контроллинга. За управление финансами отвечает финансовый отдел под руководством финансового директора. В круг обязанностей данного отдела входят:

  • определение порядка взаиморасчетов и очередности текущих платежей   (казначейская функция);
  • привлечение денежных ресурсов в компанию, получение кредитов (фандрайзинг);
  • нормирование финансовой деятельности компании (ограничение затрат, контроль за запасами, оборотным капиталом, дебиторской задолженностью);
  • экспертиза инвестиционных проектов (оценка рисков);
  • налоговое планирование.


РЕКРУТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ

Наиболее быстрый и надежный способ найти высококвалифицированного специалиста (в том числе и финансового) — это обращение в кадровое агентство, имеющее соответствующую специализацию, базу данных резюме успешных профессионалов, работающих в данной сфере и рекрутеров, обладающих знанием этого сегмента рынка, опытом поиска и подбора специалистов данного профиля и владеющих необходимыми рекрутинговыми технологиями. В среднем стоимость подбора квалифицированного специалиста составляет 15-20% от его годового дохода, а подбор топ-менеджера — 30% от его годового дохода с частичной предоплатой (если используется прямой целевой поиск и «переманивание» работающего специалиста — хэд-хантинг). Однако сотрудничество с агентством по подбору персонала значительно экономит время, позволяя HR-службе предприятия заниматься другими вопросами: обучением, разработкой мотивационных схем, созданием кадрового резерва, построением корпоративной культуры компании и т. д. Кроме того, рекрутинговое агентство курирует деятельность трудоустроенного специалиста во время его испытательного срока, способствуя более быстрой его адаптации к условиям работы, и обязуется найти другого кандидата в случае, если данный сотрудник не будет соответствовать основным требованиям компании или уволится по собственному желанию. Нужно понимать, что средства, потраченные на подбор высокопрофессиональных специалистов — это не расходы, а инвестиции, т. к. размер убытков, которые приносит деятельность недостаточно квалифицированного сотрудника, может быть на порядок выше.


МЕДИАПЛАННЕР

Эта профессия относится к сфере рекламного бизнеса. Медиапланнер намечает для клиента последовательность действий рекламной кампании, которые приведут к увеличению объема продаж.

Например, в рекламное агентство обратилась фирма, торгующая электрическими чайниками. Ей надо донести до клиента информацию о своем товаре. Сведения о потенциальном покупателе медиапланнер берет из маркетингового отдела. Если он опытен, то и сам может воспользоваться нужными программами, чтобы определить эту, так называемую, целевую группу. В случае с чайниками целевой группой оказываются женщины среднего достатка в возрасте от 25 до 45 лет. Теперь надо вычислить те средства массовой информации, которые больше всего их интересуют. В этом могут помочь данные компьютерной программы Palo mars, хранящей рейтинги телеканалов, а также программы Galileo, где собраны рейтинги печатных изданий. При этом надо учитывать целый набор параметров. Если говорить о телевидении, то это, во-первых, охват каналов за день или за неделю, во-вторых, его доля среди других каналов, то есть, сколько представителей целевой группы будет в конкретный промежуток времени обращаться к нему одновременно. В-третьих, надо выяснить ценовую политику канала или издания. Рекомендации должны быть как можно более конкретны. Когда речь идет о радио и телевидении, надо указывать не только каналы, но и программы, на которые обратит внимание целевая группа.

Четких требований к образованию здесь нет, хотя наличие у соискателя диплома технического вуза говорит в пользу его математических навыков и способностей. А без хороших отношений с математикой человек вряд ли состоится как медиапланнер. Помимо математической предрасположенности есть еще одно важное условие - обязательный для профессии общий кругозор. Так как работать предстоит со средствами массовой информации, нужно представлять себе их направленность. Понимать, какие события социальной жизни могут вызвать повышенный интерес людей к газетам, радио и телевидению. Еще нужно ориентироваться в общественных вкусах и предпочтениях, видеть разницу между аудиториями самых разнообразных СМИ. Есть также и третье условие - владение компьютером на уровне пользователя. Впрочем, сегодня оно обязательно для каждого хоть сколько-нибудь делового человека.


СТИЛИСТ

Сама эта профессия намного старше своего определения. Художники театра и кино, например, тоже создают полностью весь образ персонажа — от макияжа до костюма — и способны перевоплотить актера из одной личности в другую посредством трех основных составляющих: одежды, прически и макияжа. В соответствии с теми же тремя китами красоты сегодня выделяют и три специализации профессии стилиста, которые могут существовать и как абсолютно самостоятельные виды деятельности:

  1. дизайн одежды;
  2. парикмахерское искусство;
  3. визаж.

Во многих учебных заведениях уже имеется курс «Стилист» или «Стилист-имиджмейкер». Подобное образование получают либо комплексно, по всем трем направлениям профессии, либо поэтапно, развернуто по каждому из них. Так как специальность эта у нас достаточно новая, развивающаяся, пока сложно сказать однозначно, каким путем лучше идти к намеченной цели. Специфика данной деятельности — в огромном объеме знаний, умений, мастерства, которые сегодня постоянно меняются, совершенствуются в силу появления новых технологий и визуальных решений. За всеми новинками нужно постараться уследить. Во многом поэтому абитуриенты часто решают получать образование поэтапно по каждой из трех основных направлений профессии.

Визажист-стилист — специальность, пришедшая из мира театра и кино и призванная осуществлять коррекцию имиджа клиента средствами косметологии, то есть грамотно скрывать недостатки и подчеркивать достоинства его лица.

Парикмахер-стилист отличается от обычного парикмахера тем, что способен создать эксклюзивную прическу, отвечающую последним тенденциям моды, опираясь на широкие знания в области техники стрижки, окрашивания и укладки. Он не станет пытать клиента, что именно сделать с его шевелюрой. Навыки в области диагностики структуры волос, внешности человека позволяют мастеру предлагать индивидуальные стилистические решения, подчеркивающие направление моды и общий стиль клиента: манеру одеваться, держать себя в обществе, специфику его должности и многое другое.

Дизайнер одежды — профессия, включающая в себя три направления: шитье, вязание и рукоделие. Эта специальность дает необходимое стилисту представление о типах фигуры, знания по истории костюма, модные тенденции в моделях одежды, тканях, аксессуарах. Специальность дизайнера одежды, или, как еще говорят, художника одежды часто становится у начинающего стилиста первой.


ДИЗАЙНЕР ГРАФИКИ

По словам известного американского дизайнера Чарльза Имза, "дизайн - это выражение замысла". Можно сказать, что работа дизайнера тесно связана с "овеществлением" концепции создаваемого продукта или услуги. Сегодня все большее внимание уделяется стилю компании, продвигаемому бренду. Доведение до потребителей сущности бренда, или создания одного из элементов бренда - фирменного стиля - возможно через образ, вид предоставляемой продукции или интерьер компании. В дизайнерское решение закладывается не только стремление сделать вещь более красивой или удобной с конструкторской точки зрения, но "концептуально определить" ее. Взгляд дизайнера сопровождает вещи с момента их создания до приобретения. Первоначально дизайнеры создают проект, форму, определяют текстуру и цветовую гамму. Далее, дистрибьюторы и продавцы особое внимание уделяют упаковке, а также сочетанию, формированию ассортимента и расстановке продаваемых вещей.

"Поле" приложения дизайнерских знаний и идей грандиозно - это фактически все, что окружает нас. Существуют дизайнеры одежды, аксессуаров и украшений, интерьеров, мебели, ландшафтные дизайнеры, Web-дизайнеры, дизайнеры-проектировщики, занятые в любом из видов производства.

На сегодняшний день большинство компаний уделяют значительное внимание своему имиджу и фирменному стилю, поэтому специалисты, которые могут грамотно и со вкусом создать неповторимый образ, становятся все более востребованными. В частности достаточно высок спрос на дизайнеров графики. Графический дизайн включает в себя дизайн упаковки, рекламной (буклеты, открытки, POS-материалы, визитки) и полиграфической (журналы, каталоги, книги) продукции.

Функциональные обязанности графического дизайнера может варьироваться в зависимости от типа компании (рекламное, полиграфическое агентство, издательство и т.д.), однако можно выделить основные задачи и этапы деятельности дизайнера. Прежде всего, дизайнер разрабатывает концепцию создаваемой рекламной или полиграфической продукции. В этом ему может помочь служба маркетинга и бренд-менеджер, которые разрабатывают фирменный стиль компании и хорошо знают "облик" конкурентов - их логотипы и внешнее оформление. Дизайнер, работающий в издательствах печатной продукции должен первоначально ознакомиться с тематическим содержанием книги, нового номера журнала или газет, чтобы создать соответствующий графический образ в рамках принятого стиля. Дизайнер по упаковке также должен работать в тесном контакте с маркетологов, поскольку упаковка - один из важных инструментов маркетинговой коммуникации. Покупатель «встречает» товар по упаковке, поэтому значительную роль играет то, какая информация размещена на ней и в какой форме она представлена. После определения концепции и стиля дизайнер выполняет технологические задачи допечатной подготовки. Допечатная подготовка предполагает создание макета графической продукции.

На этом этапе дизайнер не только разрабатывает графический образ, но и определяет технологические средства, режимы и способы создания макета, поскольку от выбора многих параметров зависит качество печати. Дизайнер должен предусмотреть все возможные сложности, которые могут возникнуть при печати. Также необходимо решить вопросы технологической совместимости программных средств разработчика и типографии, а также использовать те цветовые настройки, размеры макета, которые соответствуют формату, использующемуся в издании. Необходимо, чтобы версия и платформа программного обеспечения соответствовали тем, которые установлены в репроцентре.

Создавая макет, дизайнер должен выбрать те инструменты и настройка программных продуктов, которые позволят добиться идентичной печати макета в различных условиях производства. Вопрос заключается не только в технологической совместимости различных программных продуктов, но и в физике формирования изображения для монитора и печатного устройства, а также в цветовом преобразовании графической информации при печати.

В большинстве случаев дизайнер - это специалист с художественным образованием. Для выполнения своих функций дизайнеру требуются профессиональные и личностные качества, описанные ниже.

Для выполнения работ дизайнеру по графике необходимо знать:

  • технологии допечатной подготовки (общие принципы подготовки макета)
  • программы векторной графики (CorelDraw, Free HAND, Illustrator), требования к векторным изображениям, рекомендуемые форматы сохранения векторных данных (PS/EPS, а также PDF)
  • основы и программы растровой графики (Adobe Photoshop, Corel Photo Paint, Painter), требования к растровым изображениям и форматы сохранения данных (рекомендуется хранить растровые файлы в форматах TIFF, EPS, PSD)
  • программы верстки (Adobe PageMaker 7);
  • требования, предъявляемые издательствами к принимаемым макетам, сверстанным в одной из распространенных программ макетирования страниц;
  • этапы полиграфического процесса, особенности цветоделения и растрирования, направления и стили современных цветовых композиционных приемов.

Кроме технологических приемов дизайнер должен владеть основами брендинга, маркетинга, концептуального проектирования. Полезным представляется знание психологических приемов цветового воздействия.

Дизайнер должен обладать не только теоретическими знаниями, но и талантом их претворения в жизнь. Творческое, креативное мышление необходимо при разработке концепции и формировании образа. Дизайнеры графики работают с программными продуктами и оборудованием, которое имеет высокую скорость модификации, поэтому для дизайнера важна склонность и желание к постоянному обучению.

Сейчас на рынке труда наблюдается увеличение спроса на специалистов дизайнерских профессий, в том числе и на дизайнеров графики.

Источник информации: http://sch209.minsk.edu.by

Наиболее часто задаваемые вопросы по проведению профессионально-психологического собеседования и ответы на них

1. На какие специальности при поступлении в высшие учебные заведения необходимо проходить абитуриентам профессионально-психологическое собеседование?

”Государственное управление“, ”государственное управление и право“, ”государственное управление и экономика“, ”международные отношения“, ”международное право“, ”правоведение“, ”экономическое право“, ”журналистика“ (в том числе, если она является дополнительной специальностью), ”международная журналистика“, ”таможенное дело“.

2. Всем ли абитуриентам необходимо проходить профессионально-психологическое собеседование при поступлении на указанные специальности ?

Профессионально-психологическое собеседование необходимо проходить всем гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, при поступлении на вышеуказанные специальности на все формы получения высшего образования (дневную, вечернюю, заочную (в том числе дистанционную), для обучения в сокращенные сроки, на условиях целевой подготовки, для получения второго и последующего высшего образования как за счет средств республиканского бюджета, так и на условиях оплаты физическими или юридическими лицами.

3. В каких высших учебных заведениях можно пройти профессионально-психологическое собеседование?

Профессионально-психологическое собеседование  проводится в разрезе одной специальности либо групп специальностей в высших учебных заведениях, определенных местами проведения профессионально-психологического собеседования, согласно Перечню, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь, независимо от того, в какой вуз на данную специальность собирается поступать абитуриент.

4. В какие сроки абитуриенту необходимо обратиться в вуз для регистрации для прохождения профессионально-психологического собеседования?

Абитуриенту необходимо зарегистрироваться в одном из вузов для прохождения профессионально-психологического собеседования по конкретной специальности либо группе специальностей.

Регистрация граждан для участия в собеседовании осуществляется на основании их личных заявлений установленного образца, которые подаются в вуз с 5 по 31 марта включительно.

Заявление может быть подано абитуриентом лично или направлено по почте. При подаче заявления лично гражданин предъявляет паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность. При направлении заявления по почте к нему прилагается копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.

Заявления, направленные по почте, должны поступить в вуз не позднее 31 марта. Заявления, поступившие после 31 марта, не рассматриваются.

5. Кто будет проводить профессионально-психологическое собеседование и в какие сроки оно пройдет?

Специально созданная  комиссия (комиссии) по проведению профессионально-психологического собеседования, которую возглавит один из заместителей руководителя вуза либо руководитель факультета, на котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям, по которым предъявляются особые требования к специалистам. В состав комиссии могут включаться руководители иных структурных подразделений вуза (их заместители), профессора, доценты, преподаватели, психологи, социальные педагоги и другие работники вуза, осуществляющие учебно-воспитательный процесс, а также квалифицированные специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы республики.

Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться с 5 по 30 апреля в соответствии с графиками, утвержденными вузами.

6. Как будет проводиться профессионально-психологическое собеседование?

Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться в форме индивидуальной беседы комиссии с абитуриентом с целью выявления личностных, деловых качеств, способностей и мотивации абитуриента к обучению по выбранной специальности (группе специальностей).

7. Профессионально-психологическое собеседование можно проходить только по одной специальности или разрешено по всем?

Абитуриент может пройти профессионально-психологическое собеседование по каждой группе специальностей. Для этого ему необходимо регистрироваться отдельно на каждую группу специальностей.

Нельзя регистрироваться на одну и ту же специальность (группу специальностей) в разных вузах.

Если абитуриент зарегистрируется для участия в профессионально-психологическом собеседовании по каждой группе специальностей более одного раза, он будет допущен к участию в собеседовании только в том вузе, где он зарегистрировался раньше.

ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь возможны промахи и ошибки. Мысли о будущей профессии обычно приходят рано: то хочется быть военным или космонавтом, то учителем или артистом. Однако для этого необходимы определенные способности. Иногда, сформировав еще в детстве романтический образ профессии, возможно очень отдаленный от реальности, подросток сосредоточивается не на углубленном знакомстве с ней по литературе, произведениям искусства, практических попытках приобщиться к ней, а на пустых декларациях по этому поводу. Интерес как бы только провозглашается, но не пробуждает усилия в практическом направлении к ее реализации. К сожалению, подобная ситуация нередко создает только иллюзию выбора профессии.

Подростки, как и их родители, часто даже не подозревают о факторах, определяющих впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Для правильного выбора профессии подросток и его родители должны располагать информацией, как можно более полно отражающей определенные факторы.По мнению академика Е.А. Климова, можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план.

Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего — это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  • Выбор профессии «за компанию» Часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».
  • Увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину.
  • Перенос отношения человека на саму профессию. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. Интерес к незнакомому с его рассказами был ошибочно принят за интерес к профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Понравился какой-то учитель в школе — нравится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии — велик риск ошибки.

  • Выбор исключительно по признаку престижности. Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь на этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится  хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, непрестижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично.

  • Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо. «Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил – ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит  к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жесткие требования к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.
  • Недостаточный учет своих способностей. При огромном желании, потратив много  времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.
  • Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму, и человека.

Исторически проблема выбора профессии имеет два решения, которые французский психолог А. Леон назвал диагностическим и воспитательным. Первый —диагностический — сводит выбор человеком профессии к определению его профессиональной пригодности. Психолог-консультант при помощи специальных методов определяет способности человека и путем сопоставления их с требованиями к профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии. А. Леон считает такой метод механическим. В его основе лежит взгляд на способности как на постоянные, неизменные, стабильные образования, мало подверженные влияниям среды и развитию. Человеку, выбирающему профессию, отводится пассивная роль, активным является консультант, делающий прогноз.

Второй подход — воспитательный — направлен на подготовку человека к будущей профессиональной жизни, на его самоопределение. Основное значение в нем придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности. Психологи, придерживающиеся данного метода выбора профессии, гораздо меньше уделяют внимания тестовым испытаниям и признают необходимость лучше подготовить человека к вхождению и изменению в самой профессиональной деятельности. Однако и здесь недооцениваются собственная активность человека, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Решение проблемы выбора профессии возможно только при ее комплексном рассмотрении. Оба подхода представляют собой звенья одной цепи: сначала следует определить способности человека и затем помочь ему в подготовке к будущей профессии.

Рассматривая соотношение способностей и требований к профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности:

1-я — непригодность человека к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой;

2-я — годность к той или иной профессии или их группе. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;

3-я — соответствие способностей человека данной области деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;

4-я — призвание к данной профессиональной области деятельности — высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Она характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки его соответствия требованиям к данной деятельности.

Иногда человек принимает кажущееся за реальность и, обманутый своими же предположениями, не достигает того, что могло бы обеспечить ему наибольший успех и наивысшее удовлетворение. В рассказе «Тест» писатель-фантаст Михаил Веллер пишет, что в будущем склонность к той или иной профессии станут определять уже в шестилетнем возрасте. Для этого, по мнению автора, будут созданы специальные комиссии для определения его профессиональной пригодности.

Герой рассказа Генка не боялся процедуры определения его будущей профессии, так как «он знал, что будет моряком. Его комната была заставлена моделями парусников и лайнеров. Он знал даже немного старинный флажковый семафор и морзянку. И умел ориентироваться по компасу».

Но в ходе проведения тестирования специалисты выявили у героя определенные противопоказания к профессии, о которой он мечтал. Бесстрастная комиссия и объективный компьютер определили, что по своим способностям он пригоден совсем к иному — к профессии резчика по камню или архитектора.

Такой вывод вызвал у Генки шок. Он решил не отступать от своей мечты. Несмотря на все усилия старших, он добился своего: ему была предоставлена возможность получить полюбившуюся специальность. Мальчику пришлось проявить много мужества и упорства. Удача ему сопутствовала, и через много лет он стал капитаном — наставником флотилии. Но в свободное от морских походов время он любил посещать выставки, галереи, рассматривать исторические памятники архитектуры. Однажды, сойдя на берег в одном из портов нашей страны, Генка, теперь уже Геннадий Иванович, увидел необыкновенный по красоте и гармонии архитектурный ансамбль. Услышав фамилию зодчего, капитан вспомнил мальчишку, с которым вместе проходил комиссию и у которого результаты тестирования были несколько худшими, чем у него самого. «Я лучший капитан пароходства, — сказал капитан и закурил. И только холодок печали звенел, как затерянный в ночи бубенчик».

Описанная ситуация интересна не своей фантастичностью, а наоборот, близостью к реальной жизни. В жизни человек не раз сталкивается с тем, что ему советуют выбрать профессию, к которой не лежит душа, или отговаривают от того, к чему она так стремится. С другой стороны, неправильно выбранная профессия, пусть даже и очень престижная, не приносит человеку счастья, не дает возможности реализовать себя. В его жизни нередко возникают внутренние сомнения, переживания из-за нереализованных способностей.

Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек.

Таким образом, слишком рано принятое решение, вызванное стремлением подражать кому-нибудь, желанием стать известным, как герои фильмов или книг, но не поддержанное реальными возможностями и рациональным расчетом, может стать источником разочарований, последующих сложностей как в профессиональной, так и в личностной сферах.

Как показали исследования, специальные термины, категории, содержащие знания о человеке, и требования, предъявляемые к нему в процессе труда, не понятны для большинства подростков, не наполнены для них конкретным содержанием. Оказалось, что только 47% опрошенных школьников относительно правильно передали содержание понятия «интересы», 34% были не в состоянии дать верное определение или уклонились от ответа. Понятие «способности» не смогли охарактеризовать 71% испытуемых, а определение понятия «темперамент» вызвало непреодолимые затруднения у 73% из них.

Естественно, что и осознание особенностей собственной личности у таких ребятбудет вызывать затруднение. Так, когда тех же испытуемых попросили оценить собственный темперамент, 90% из них уклонились от ответа; 42% — отказались оценить свои способности. Таким образом, сложности самовосприятия усугубляются отсутствием у испытуемых полноценного понятийного аппарата, необходимого для самопознания на уровне, отличающемся от обыденного сознания.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о потребности школьников в психологических знаниях, необходимости углубленного знакомства с основными понятиями, используемыми в литературе по вопросам выбора профессии, так как интуитивное освоение их содержания чревато досадными недоразумениями при последующем применении.

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Возможно, старшие не раз иронично высказывались о попытках молодых самим выбрать профессию. Как часто можно услышать такую фразу: «Какой из тебя инженер (летчик, конструктор), когда у тебя одни тройки по математике (физкультуре, черчению)?» Мы, конечно, не оправдываем учителей и родителей, которые стремятся в недостаточно тактичной форме подчеркивать просчеты и недостатки своего подопечного. Но можно понять и их. Ведь они с высоты своего опыта и совершенных ими самими ошибок пытаются уберечь его от очевидных просчетов и ничем не оправданных иллюзий. Взрослые могут подсказать, как приблизиться к желаемой профессии, что надо для этого сделать, изменить в себе, какие препятствия преодолеть. Стойкий интерес к определенной сфере практики ведет к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, упорство и самообладание.

Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей,в реальности большое значение; имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Если не быть любознательным и целеустремленным в мире профессий, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

Литература:

1.                Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2005, с.20-28.

2.                Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, с 43-48.

3.                Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. Пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ. — Мн.: Бел. навука, 2000, с.19.

ГОРОСКОП ПРОФЕССИЙ

Овен

Овены обычно знают свою профессию с детства или со школы. Рутина или сидячая жизнь неподходящий выбор, если не предвидятся перемены, риск, престиж, чувство незаменимости: "никто не делает это лучше меня". 

Из Овенов выходят динамичные способные продавцы, коммивояжеры, лекторы, дантисты, ветеринары, солдаты, полицейские, мясники, замечательные хирурги, скульпторы. Хорошо ладят с огнем и металлом. Мускулистое тело Овена обещает спортивную карьеру. 

Независимо от выбора профессии, Овен стремится быть первым, лучшим бойцом. Овен - молодой знак, у него потребность в браваде, показухе.

Отношение к деньгам - умело зарабатывать и умело тратить, не ради влияния, но ради власти.

Лев

С самого начала осознают важность выбора профессии, общество ждет от них существенного вклада. На ставке все карьера. Они не хотят вдаваться в мелкие детали, играть подчиненную роль, а стремятся к ответственности, они неутомимы. Не любят следить за чьей - либо работой, они хотят быть первыми по большому счету. 

В работе могут превзойти даже Тельца. Они ненавидят, когда их прерывают, или плохо ассистируют, или чинят препятствия неумелостью. Для них лучше всего работать или независимо, для себя (искусство, интеллектуальный , предпринимательство) или войти в высокие административные круги, взбираясь вверх по иерархической лестнице. 

Они хороши во всем, что касается политики, культуры или шоубизнеса, а также физвоспитания. Из них получаются хорошие ювелиры, водители такси, дипломаты, политики, артисты, владельцы галерей, театральные постановщики, декораторы, режиссеры, атлеты, директора, председатели, президенты, администраторы. 

Любят зарабатывать большие деньги и еще больше тратить. Они берут в долг, раздают, тратят, часто живут не по средствам. 

Это самые неисправимые картежники, но невезучие. У Льва высокий показатель успеха из всех знаков Зодиака. Но и самые ужасные провалы.

Стрелец

В юности метят высоко, иногда переоценивают свои возможности. Рутина и посредственность не для них, любят играть роль, желательно важную, существенную, характер лучше всего проявляется на руководящих постах. Не любят слишком тяжелой работы, хотя держатся обычно за то, что выбрали, отдают себя с энтузиазмом и великодушием. 

Лучше работают в коллективе, чем в одиночку. Пионерский дух коллективизма.

К начальству относятся или с уважением, или открыто восстают против него. Им открыто широкое поле деятельности - от коневодства до охотничьих экспедиций, открыта дорога в духовенство, астрономию, хороши в работе по дереву. 

Могут быть великими спортсменами, гимнастами, охотниками, жокеями, гонщиками и организаторами гонок, плотниками, поварами, владельцами, гостиниц, коммивояжерами, переводчиками, политиками, репортерами, исследователями, ботаниками, миссионерами, докторами, химиками, инженерами, владельцами казино, юристами, судьями, священниками, общественными деятелями. 

Не очень хорошо умеют зарабатывать, ибо могут быть либо слишком беспристрастными и независимыми, либо слишком обеспеченными в вопросах денег. Могут попадать в колоссальные полосы невезения, и тем не менее часто это закоренелые шулеры и спекулянты. Огромная потребность в комфорте. Многие считают, что они попросту тратят жизнь, зарабатывая на хлеб насущный. 

Среди Стрельцов значительно чаще встречаются "наемные партнеры" и женщины на содержании. 

Женщины могут конкурировать в работе, в продвижении по службе с мужчинами.

Телец

В юности много думают о выборе профессии, хотят быть уверенными, что у них все получится и сумеют делать все хорошо, много зарабатывать. Не возражают против некоторой рутинности, против определенной повторимости, создающей впечатление стабильности. Приверженцы к соблюдению правил и любят успех. ни один знак не тратит столько сил на пустяки. 

С библейских времен знак Телец ассоциируется с богатством, деньгами, которые Телец притягивает к себе и которые ускользают от неудачников, ибо они слишком много тратят. 

Обычно у Тельцов хорошие руки. Писатели - Тельцы предпочитают ручку машинке, а если печатают, то только сами. Лучшее применение Тельцов - все, что обеспечивает вознаграждение, удовлетворение чувств - от фермерского дела до разведения цветов, животноводство, поварское, пекарское, ресторанное дело (знаменитые шеф-повара по преимуществу Тельцы). 

Хорошо проявляют себя в том, что любят комфорт в доме: 
архитектура, внутренний интерьер, строительство в целом, расположены к моде, забота о красоте. Способны к поэзии, педагогике (особенно к преподаванию языков), живописи, музыке, экономике, биржевому делу. Как правило, аполитичны (далее экономики, социологии, биологии, антропологии, знакомство с политикой не идет).

Дева 

Внимательны в юности к выбору профессии, осознавая, насколько жизнь серьезна, хотят учиться и работать над собой всю жизнь. Любовь к деталям и совершенству, острый анализ, иногда переходящий в алчный педантизм, беспокойство о здоровье, все это открывает перед ними большие возможности. 

Девы безупречны независимо от выбранной профессии. Они могут предпочитать работать в одиночку, но это не исключает способности к коллективизму. Они корректны с вышестоящими, строги с подчиненными, иногда чуть покровительственны, снисходительны. Они считают неудобным просить о повышении. Им иногда подолгу недоплачивают, им платят знаками поощрения, медалями, патентами. Они внимательны, осторожны в денежных вопросах и могут жить на небольшие деньги, умеют медленно копить на "приятное" завтра, заботясь о черном дне. Редко рискуют в азартных играх, не полагаются на удачу. 

Из Дев выходят хорошие доктора, фармацевты, ветеринары, служители неотложной помощи, акушеры, массажисты, травники, диетврачи, лингвисты, а также часовщики, оптики, инженеры, химики, клерки, дизайнеры, фермеры, прачки, чистильщики, владельцы магазинов, секретари, телефонные операторы, домашний персонал, гражданские служащие, специалисты по текстилю и уходу за лошадьми. 

Девы считаются "рабочими пчелами" общества. Они любят свою работу до самоотречения. Это стержень их жизни.

Козерог

В юности делятся на два типа: один рано узнает, что хочет в жизни и перестает быть ребенком в возрасте от 3 до 5 лет, другой - не может решить, когда надо принять важный шаг и откладывает его как можно дольше. Учится и взрослеет слишком медленно и остается зависимым от родителей до 30 - 40 лет, вплоть до паразитической неспособности делать какие - то усилия. 

Большинство Козерогов принадлежит к первому типу, не бояться тяжелой работы, обычно "раскачиваются" прежде чем начать, могут не отличаться обилием своих идей и импровизаций, терпеливы и пунктуальны, могут работать с раннего утра и до ночи, не чувствуя ни голода, ни жажды, ни однообразия. Лучше работают в одиночку или нужен личный кабинет, для защиты от шума, лиц и контактов, или работа на открытом воздухе за городом. Слабо развито чувство коллективизма, предпочитают все этапы работы выполнять самостоятельно, подобно архитектору, строящему свой собор в одиночку. 

Корректны и держатся на расстоянии с подчиненными, знают как ввести их в работу. Обычно внушают уважение, редко преданность. Они и сами относятся с уважением к начальству, но на расстоянии. Редко меняют работу и обычно становятся незаменимыми работниками. 

Козероги хороши в качестве фермеров, горняков, копателей колодцев, строителей дорог, домов, конструкторов, часовщиков, юристов, антикваров, географов, философов, социологов, администраторов, политиков. 

Эти диктаторы берегут деньги, благоразумны и недоверчивы, не любят осложнений и риска, спекуляций, но полагаются на удачу в своих планах. Многие довольствуются малым, ведут умеренную жизнь.

Близнецы 

Под знаком Близнецов рождается много людей умственного труда. Близнецы предпочитают такой род работы, который связан с беспрерывной сменой впечатлений и деятельности: агенты рекламной службы, менеджеры, теле - и радиооператоры.

Близнецы могут быть артистами, журналистами, издателями, секретарями, почтовыми служащими, бухгалтерами, мелкими торговцами, учеными. 

Существует тесная взаимосвязь между принадлежностью к созвездию Близнецов и литературными способностями. Практически все они обладают даром слога и умением строить фразы. Они умело составляют доклады, отчеты, документы и учебники, пишут книги, чаще всего это романы, жизнеописания или научно - популярная литература. Очень редко Близнецы ведут собственный дневник. 

Близнецы способны к языкам, поэтому среди них часто встречаются полиглоты.

Любимый язык обычно французский. Речевые способности Близнецов настолько велики и разнообразны, что они могут убедить кого и чем угодно. В устах Близнеца самые абсурдные идеи звучат разумно, а ложь кажется правдой. Талант подобного свойства толкает некоторых Близнецов на нечестный путь, но это происходит не столь уж часто, потому что они в душе идеалисты. И все же следует признать, что эти способности, наряду с невероятной ловкостью рук, могут сделать его непревзойденным мастером криминальных наук. Область, в которой с Близнецами трудно соперничать, - предпринимательство. 

Меркурий может сделать из Близнецов как гения, так и авантюриста. 

Сатурн оказывает положительное влияние на Меркурий, и если он находится в благоприятном положении для Близнецов, то рождаются люди, склонные к философии, преподавательской и дипломатической деятельности.

Весы

В юности балансируют между несколькими возможностями. Им нужна помощь. Им надо сделать несколько предложений и не торопить. Давить нельзя, лучше сделать несколько попыток, чем толкать на что - то. Тратя много времени и энергии, они легко устают. 

Хороши в работе с другими. Отличное чувство коллективизма. Легко и непринужденно отдают приказания, при первом препятствии могут уйти в сторону и отступить. Если они в работе, то делают ее хорошо. Лучше всего у них получаются завершающие мазки. Ценно их сверхъестественное чувство времени и нужного момента. Оно не может превратить их в соглашателей. Есть опасность дилетантства. 

Лучшее применение - все, что связано с модой, декораторы, продавцы предметов искусства, антиквары, агенты по продаже книг, театральные агенты, юристы, судьи.

Часто стесняются требовать им причитающееся, собирать долги, не проверяют счетов и никогда не бывают рабами денег и собственности, но умеют рассчитывать свой бюджет.

Водолей

Нет ранней страсти к карьере или амбиции. Они вносят человеческую нотку во все, что делают. Профессия может занимать значительное место в жизни. Могут быть высокосознательными, дисциплинированными, ответственными. Держат свое слово, делают то, что от них требуется. 

У них отличное чувство коллективизма, хороши в общественной работе. Независтливы и нерасчетливы, готовы всегда принять точку зрения другого, хороший нрав и отличные взаимоотношения с вышестоящими. Часто им предлагают повышение. Они знают, как отдавать приказы, как объяснить что следует делать, никто не может лучше их ввести новичка в курс работы. 

Они находят путь, которым можно осуществить собственные идеи, хотя качество иногда страдает от количества. 

Лучшее поле применения - область искусства, все, что относится к кино, радио, телевидению, педагогика, образование, изобретательство, работа в качестве стюардесс, духовное наставничество, социология, психология, общественная работа, юриспруденция, аэронавтика, инженерное дело. 

Деньги их интересуют редко. Некоторые пренебрегают деньгами по глупости. 

Большинство знаменитых Водолеев умерло в глубокой бедности. Зарабатывание денег не является одной из целей, им редко хочется роскоши, предпочитают простоту, умеренность, которая удерживает их от "ожирения" - физического, умственного и нравственного. 

Это самые плохие собственники, они ненавидят проверку счетов. Они лучше будут тратить, чем накапливать. 

Но есть и другие, управляемые Ураном Водолеи, ведущие настойчивую, странную жизнь, иногда мученическую, которая может показаться романтической, полной удивительных событий, неожиданных потрясений, везения и невезения. Они могут быть счастливее, когда бедны, чем когда богаты.

Рак

В юности Рак не спешит стать взрослым. Мир ограничен основными жизненными потребностями: голодом, жаждой, сном. Они ждут, пока судьба решит за них, чем заняться. Многие идут по стопам отцов, занимаясь фамильным ремеслом, однако открытый протест может привести к выбору противоположной от семейного занятия профессии. Лунный тип - медленный, летаргический, вялый, апатичный, лучше проявляется в рутинной работе, требующей минимума умственных усилий. 

Медленно начинает, но упорен, сознателен, послушен. Будучи занят работой, он знает, как упростить ее себе и другим. Этот тип лучше трудится в интимной, семейного типа обстановке, где он симпатизирует окружающим. Он часто позволяет недооценить себя, эксплуатировать, получать меньше, чем заслуживает. У него не хватает "нервов" просить о прибавке. 

Нервический тип (влияние Сатурна) может злоупотреблять фамильярностью, но не может отдавать или принимать приказы, переходить с работы на работу, колеблясь между взрывами энтузиазма и крайним раздражением. 

Оба типа потенциально хороши в работе, связанной с детьми, животными, пищей, одеждой, водой жидкостями вообще. Из них получаются хорошие специалисты по разведению лошадей, собак, персонал детских садов, зоопарков, цирков, детские психологи, акушеры, няни, владельцы и управляющие баров, пивных, ресторанов, магазинов, навигаторы, садоводы, лесоводы, часовщики.

Нередко некоторые типы Рака несут на себе нечто паразитическое. В этом случае их приводят к порядку или они только играют в азартные игры, в худшем - становятся алкоголиками и бездельниками.

Скорпион 

Из них получаются штурманы, хирурги, моряки, химики, шахтеры, механики.

Если у него не плохой голос - его наверняка ждет карьера хорошего эстрадного, оперного певца. 

У Скорпиона превосходно сбалансированы разум и эмоции, и если он высоко интеллектуален, то может быть философом и заниматься поисками смысла жизни.

Рыбы 

Отношение к работе скорее интуитивное, чем рациональное, им надо работать в собственном ритме. Они хорошо реагируют на данные обстоятельства, не навязывают свою власть, "не давят" и отклоняются от давления свыше. Важной и личной работе преданны до самопожертвования. 

Рыбы чрезвычайно талантливы - это писатели, художники, актеры, музыканты, т. е. люди искусства. 

Для них подходят области деятельности: медицина, педагогика, исследовательская работа, кораблестроение, сапожное дело, рыболовство, биржевое дело, а также среди них часты шулеры, мошенники, плуты. 

Многие из них проявляют интерес ко всему необычному: йоге, астрологии, хиромантии, теории перерождения и прочим оккультным наукам. Из них получаются неплохие медиумы. 

Некоторые преуспевают там, где другие терпят провал, и проваливаются сами там, где другие легко справляются. Отношение к деньгам меняется в зависимости от взглядов на жизнь.

Новые профессии XXI века

Девелопер - специалист по операциям с недвижимостью, покупка недвижимости, разработка проекта (например, строительства здания) и его продажа или сдача в аренду. Требуются экономические, юридические знания, организаторские способности.

Джоббер - специалист-посредник на фондовой бирже. Задачи: покупка и продажа акций за свой счет. Необходимы экономические знания, умение рисковать.

Копирайтер - человек, разрабатывающий креатив в рекламе. Задачи:  создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов. Требуются высокий уровень развития творческих способностей, неординарность мышления, хорошие знания языков.

Коучер - специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании (топ-менеджер): увеличивает их производительность и эффективность, приводит в действие системы мотиваций человека. Требуются  коммуникативные навыки, глубокие знания в психологии.

Лоббист - посредник между финансовыми, политическими или профессиональными группами и госчиновниками, депутатами. Используя налаженные деловые контакты, он влияет на принятие решений в пользу интересов "своей" группы. Нужно иметь налаженные связи, опыт, авторитет и безупречную репутацию.

Логистик - специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара, средств производства. Задачи: разработка схемы товародвижения, поставок, расчет наиболее экономичных путей, координация основных подразделений. Требуются аналитические способности, оперативность мышления, коммуникабельность,  мобильность.

Медиа-байер - работа со средствами массовой информации. Задачи:  закупка рекламных площадей в газетах, эфирного времени на радио и TV. Основная задача: добиться от СМИ минимальных расценок за рекламу.

Медиа-планер. Задачи: стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом, оценка рекламной эффективности различных СМИ, перераспределение рекламного бюджета. Требует  знаний в области маркетинга, социологии, желательно физическое или математическое образование, знание компьютерных программк Integrum, Pal Marceting и др.

Мерчендайзер - специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Задачи: контроль расположения товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и цен на товар. Требуется коммуникабельность, работоспособность, презентабельная внешность, обучаемость, знание английского языка, наличие водительских прав.

Промоутер - человек, заинтересовывающий товаром как можно больше потенциальных покупателей. Предложить его на пробу, рассказать о марке, качестве, новшествах. Требуется свободное общение с людьми самого разного типа и возраста.

Сомелье - знаток вин. Задача: формирование винной карты (перечень имеющихся напитков), отвечает за хранение вин в винном погребе, поддерживает для каждого из напитков необходимую температуру и определенный режим влажности.

Рейтинг востребованных профессий претерпел изменения

Рынок труда не стоит на месте: бизнес активно развивается и ощущает острую нехватку кадров. Так, к концу 2007 года лидерство на рынке труда было за экономистами. На сегодня, популярность - за профессией менеджера по продажам. Связано это как с увеличивающимся числом компаний, занимающихся реализацией товаров и услуг, так и с расширением их штата. Профессионалов в этой специальности немного. Это связано с тем, что в вузах не обучают этой профессии.

Растет спрос и на бухгалтеров. С начала 2008 года активно рос спрос напрограммистов. Вызвано это развитием информационных технологий и переходом компаний на автоматизированные системы управления.

Как правильно выбрать профессию?

Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.

Есть несколько классификация профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:

Ч – Ч – труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. В процессе труда люди взаимодействуют между собой (учитель, врач, продавец,…).

Требования к профессиям Ч – Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях, терпение.

Ч – Т – предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Ч – П – деятельность человека связана с природой, человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами (микробиолог, цветовод, ветеринар…).

Ч – З – объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики… (экономист, секретарь-референт, бухгалтер…)

Ч – Х – труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью (музыкант, артист, журналист, художник…)

Условия выбора профессии

Хочу           Могу          Надо

Сфера «хочу» - интересы, стремления.

Сфера «могу» - способности, особенности характера.

Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.

Итак, при выборе профессии нужно:

знать как можно больше профессий;

определиться в своих интересах;

знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;

оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;

знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом

профессий;

неумение оценить свои возможности;

отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;

отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.

Если у вас есть трудности в выборе профессии, можете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению:

Познакомиться со справочником «Поступающих в ВУЗы»;

Получить индивидуальную консультацию у психолога;

В процессе индивидуальной профконсультации оценить интересы, склонности и т.д.

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

Выбор профессии «за компанию».

Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

Увлечение только внешней стороной профессии.

Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. (Если вам интересна литература, то следует подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, библиотекарь, литературовед и т. д.).

Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Каталог учреждений высшего образования

Список адресов официальных сайтов учреждений среднего специального и профессионально-технического образования


п.п.

Учреждение образования

Адрес сайта

Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота

ggptu30.gomel.by

Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

ggpatl.by

Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта

ggptu-35.gomel.by

Светлогорский государственный профессиональный лицей химиков

gplh.of.by

Гомельский государственный профессиональный лицей строителей

ggpls.by

Мозырский государственный профессиональный лицей №2 строителей

mgpl2.gomel.by

Гомельский государственный профессиональный технологический лицей

ggptl.gomel.by

Мозырский государственный профессиональный лицей геологии

mgplg.gomel.by

Добрушский государственный профессиональный политехнический лицей

dgppl.by

Мозырский государственный профессиональный лицей строителей

mgpls.by

Гомельский государственный профессиональный политехнический лицей

ggppl.by

Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания

jgpl.gomel.by

Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения

ggplp.by

Наровлянский государственный профессиональный лицей

ngpl.guo.by

Речицкий государственный профессиональный аграрно-технический лицей

agrotehlitsey.gomel.by

Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей

kgatpl.by

Октябрьский государственный профессиональный лицей

octgpl.by

Житковичский государственный профессиональный лицей

litsey-zhitkovichi.schools.by

Хойникский государственный профессиональный лицей

hgpl.by

Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

kgpatl.gomel.by

Приборский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

gptu185.by

Чечерский государственный профессиональный лицей

licey.by

Лельчицкий государственный профессиональный лицей

gpl-lelchitsy.by

Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей

gpml.gomel.by

Гомельский государственный профессионально-технический колледж машиностроения

ggptkm.by

Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии

ggptk.gomel.by

Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания

ggptkbo.by

Гомельский государственный профессионально-технический колледж электротехники

electro.gomel.by

Рогачёвский государственный профессионально-технический колледж строителей

rgptks.by

Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов

ggptknhp.by

Жлобинский государственный профессионально-технический колледж

gpatk.gomel.by

Гомельский государственный машиностроительный колледж

uoggmk.by

Мозырский государственный политехнический колледж

mgpt.gomel.by

Светлогорский государственный индустриальный колледж

sgik.of.by

Буда-Кошелёвский государственный аграрно-технический колледж

bkatk.by

Гомельский государственный аграрно-экономический колледж

ggaek.by

Краснобережский государственный аграрный колледж

kbgak.by

Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф.Мицкевича

pgak.by

Речицкий государственный аграрный колледж

rgak.gomel.by

8. Если абитуриент не пройдет профессионально-психологическое собеседование, он не сможет в этом году поступить в вуз?

Профессионально-психологическое собеседование завершится до начала регистрации на централизованное тестирование. Поэтому абитуриенты, не прошедшие профессионально-психологическое собеседование, смогут выбрать себе специальность, при поступлении на которую не требуется прохождение собеседования, и поступать на нее в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.