АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 01.10. 2019 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].
[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».
[2] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"
[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»
Алгоритм по выявлению детей, находящихся в СОП
- Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.
Работники учреждений образования посещают семьи несовершеннолетних 1 раз в год, чаще при необходимости.Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, – до 1 января.
Осуществляя визит в семьюнеобходимо согласовать дату и время посещения с законными представителями.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) обращают внимание на:
- санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения;
- обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности);
- наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха;
- взаимоотношения между членами семьи.
Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Документация
Учреждения образования:
- Журнал группы (для учреждений дошкольного образования) – раздел «Сведения о родителях и воспитанниках», графа «Посещение воспитанников на дому» - дата посещения.
Классный журнал - раздел «Учёт организационно-воспитательной работы», графа «Посещение воспитанников на дому».
- Отчёты для заседания Совета профилактики (педсовета) по результатам посещения семей (1 раз в год).
2. Регистрация информации о фактах семейного неблагополучия.
При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, работники субъектов профилактики семейного неблагополучия незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.
Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия, иной организации после получения информации о семейном неблагополучии, обязан в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН), отдел образования, спорта и туризма.
Информация должна содержать:
- фамилию, имя, отчество (если таковое имеется)несовершеннолетнего;
- дату рождения несовершеннолетнего;
- адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
- сведения о его законных представителях;
- выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетних;
- дату и источник выявления.
Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).
В случае выявления употребления законными представителями несовершеннолетних алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, а также в случае подозрения наличия у них алкоголизма, наркомании, токсикомании или психического расстройства, руководитель организации здравоохранения организует освидетельствование законных представителей, а в последующем и оказание медицинской помощи при наличии медицинских показаний, в установленном законодательством порядке, письменно информирует врача-нарколога-психиатра.
Сведения о передаче информации фиксируются в Журнале выявления и информирования о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), и их родителях.
Отдел образования, спорта и туризма, (далее – отдел образования), учреждения образования ведут Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации.
Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом начальника отдела образования, руководителей учреждений образования.
Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления направляется отделом образования в социально-педагогический центр (далее – СПЦ), который обеспечивает учет поступивших сигналов, анализирует, какому учреждению образования необходимо передать информацию и передаёт ее соответственно в этот же рабочий день. При необходимости оставляет информацию у себя.
СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до 3-х лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования совместно с учреждениями образования по месту их жительства (пребывания). Если в семье воспитываются еще несовершеннолетние, которые посещают учреждение образования, то информация передаётся в учреждение образования. СПЦ оказывает помощь в изучении положения несовершеннолетних.
В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется в каждое из них.
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информирует администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан.
Алгоритм действий работников учреждений
образования, здравоохранения и органов
внутренних дел при выявлении
несовершеннолетних, склонных к
суицидоопасному поведению
1 Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению,
осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования,
здравоохранения и органов внутренних дел (далее – субъекты профилактики):
при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической
работы, в том числе при посещении семей на дому; при получении информации об аутоагрессивном поведении
несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;
медицинскими работниками – при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения;
педагогическими работниками – при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) склонности к суицидоопасному поведению;
педагогами-психологами учреждений образования – при психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся;
2 К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:
совершивших попытку суицида;
имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны);
демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);
находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.));
имеющих признаки депрессивного расстройства.
3 При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течении 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки учреждении образования, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего; ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками Интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
4 Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию,собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.
5 В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
6 В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:
6.1. работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; в случае согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования.
Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения»
для родителей и педагогов образовательных организаций
При возникновении подозрений на то, что подросток употребляет наркотики, либо другие одурманивающие вещества, то наиболее оправданы следующие действия педагогического работника образовательной организации:
Алгоритм действий:
Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
При подозрении на групповое употребление наркотиков или других одурманивающих веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов подростковой группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом районного подросткового наркологического кабинета.
Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.
При выявлении признаков употребления подростка в состоянии опьянения в связи с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, наиболее оправданы следующие действия педагогического работника образовательной организации:
Алгоритм действий:
Основаниями полагать, что учащийся находится в состоянии алкогольного опьянения и (или) состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ являются:
любые утверждения, что учащийся употреблял алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
наличие запаха алкоголя изо рта несовершеннолетнего, выраженного растительного и (или) химического запаха от его одежды; нарушение речи, походки, способности сохранять равновесие; двигательная расторможенность или заторможенность;
необычное поведение, необъяснимое внешними обстоятельствами; нарушение словесного контакта; странные высказывания, не согласующиеся с реальными обстоятельствами.
При выявлении у учащегося трех и более из выше перечисленных признаков несовершеннолетнего необходимо изолировать от основной массы учащихся в отдельное помещение.
Устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия.
Немедленно поставить в известность руководителя школы.
Немедленно известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся.
Пригласить инспектора подразделения по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер реагирования в установленном порядке.
Срочно вызвать медицинского работника школы. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в школьной медицинской карте. При добровольном информированном согласии в отношении лиц, старше 15 лет и законных представителей в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет с целью диагностики провести забор мочи для определения вида психоактивного вещества, используя тест-полоски.
Если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения – вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
Нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ.
Порядок действия педагогов при обнаружении наркотиков
При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:
при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;
внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;
нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;
2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:
если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;
при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;
в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.
В помощь педагогу:
Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Следует помнить!
один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек
Основные признаки потребления наркотиков
❖заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;
❖бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;
❖чрезмерно широкие или узкие зрачки;
❖круги под глазами;
❖сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;
❖сухость губ или повышенное слюноотделение;
❖потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;
❖появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);
❖следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);
❖появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков:
порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;
❖появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;
❖сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;
❖ неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;
❖вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения.
Алгоритм действий родителей,
в случае возникновения подозрений о том, что ребёнок находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не впадайте в панику;
понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;
ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;
Нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков;
поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;
убедите его, что Вы действуете в его интересах;
не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;
попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту или обратитесь за консультацией сами, составьте совместный план действий;
В обязательном порядке без отлагательств обратиться к врачу – наркологу, школьному психологу за помощью.
В случае, если состояние подростка может быть расценено как тяжелое состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно вызвать скорую медицинскую
помощь.