Психолог рекомендует
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Психическое здоровье –– это социальное и психологическое благополучие, которое позволяет жить полноценной жизнью: реализовывать себя и раскрывать свой потенциал, продуктивно учиться и работать, испытывать удовлетворение, вносить определённый вклад в общественную жизнь.
Возможные признаки ухудшения психического здоровья:
- неумение контактировать и договариваться с людьми;
- неадекватная реакция на стрессы;
- неумение контролировать свои эмоции;
- необоснованная агрессия;
- апатия;
- страхи, ощущение собственной неполноценности или несостоятельности;
- боязнь ответственности;
- нежелание узнавать что-то новое;
- проблемы в семье;
- странное поведение.
Все эти симптомы мешают жить, а порой и ломают жизнь. И именно поэтому важно постоянно и тщательно следить за своим психическим здоровьем, причём с самого раннего сознательного возраста.
Как укрепить психику? Как сохранить своё психическое здоровье?
Соблюдайте режим дня.
Если вы не будете полноценно отдыхать и высыпаться, то ваша нервная система будет работать буквально на износ, что непременно приведёт к неполадкам и сбоям. Чтобы этого избежать, ложитесь и вставайте в одно и то же время, спите не менее восьми часов в сутки, соблюдайте баланс труда и отдыха, не переутомляйтесь. Если ваш организм настроится на определённый режим, то он будет работать слаженно, соответственно, нормализуется функционирование всех его важных систем, в том числе и нервной.
Правильно и сбалансировано питайтесь.
Состояние и работа нервной системы напрямую зависят от употребляемой пищи, а также содержащихся в ней полезных веществ. И особенно полезны для психического здоровья витамины группы В, цинк, селен, полиненасыщенные жирные кислоты. Употребляйте больше зелени и зелёных овощей, злаков, морепродуктов и морской рыбы, фруктов. А вот от злоупотребления жирного, сладкого, мучного, жареного и маринованного по возможности лучше отказаться.
Следите за своим здоровьем.
Появление хронических заболеваний зачастую сильно изматывает нервную систему. Во избежание этого Вам помогут регулярные профилактические осмотры, ранняя диагностика и соблюдение рекомендаций врачей.
Учитесь контролировать свои эмоции.
Сначала это будет непросто, особенно если вы по натуре являетесь импульсивным и темпераментным человеком. Но если вы будете постоянно тренироваться, то вскоре добьётесь положительных результатов. Помогут в этом некоторые упражнения. Например, если вы чувствуете, что вот-вот «взорвётесь», то попробуйте глубоко подышать и сконцентрироваться на своём дыхании. Или начните считать в обратном направлении. Или подумайте о чём-то приятном, перенесите себя мысленно в то место, где вы были счастливы и побудьте там хотя бы пару минут.
Займитесь спортом.
Спорт на регулярной основе тонизирует, улучшает работу всего организма, помогает «перерабатывать» неприятные эмоции, тем самым улучшает настроение.
Отвлекайтесь на то, что будет дарить вам положительные эмоции.
Это может быть поход в кино, театр, шопинг, ужин в приятной компании, поездка на природу, путешествие, занятия любимым делом и так далее.
Старайтесь минимизировать негативные воздействия.
Так, если вы – впечатлительный человек, то вам лучше избегать разговоров на «болезненные» для Вас темы, не читать и не смотреть криминальные новости, отказаться от просмотра фильмов-ужасов, триллеров.
Расслабляйтесь перед сном
Будут полезны часовая вечерняя прогулка, контрастный душ или тёплая ванна, посмотреть хороший фильм, почитать книгу, послушать музыку
Учитесь мыслить позитивно и во всём видеть хорошее
Старайтесь отвлекаться и не фиксироваться на негативном, находите даже в самых сложных ситуациях что-то хорошее. Подумайте о том, что в эту минуту может кому-то гораздо хуже, чем Вам. Это непросто, но оптимистам гораздо проще идти по жизни, они более устойчивы к стрессам.
Ищите поддержку и помощь
Обеспечить её могут родные, друзья. А также всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологам.
Учитесь радоваться каждому дню!
Помните, что крепкое психическое здоровье – это залог полноценной и счастливой жизни!
Специалисты СППС СШ №2
Я и другие
Социальное положение и роль в группе
Каждый человек входит в состав разных групп: в семье, на работе, учебе, во время развлечений и т.д. В каждой группе он может играть различные роли и иметь разный социальный статус. Обычно эти роли и статус определяются мнением членов группы в соответствии с их ожиданиями от данного человека. Ожидания группы, в свою очередь, формирует сам человек своим поведением, интеллектуальным развитием, материальным положением, авторитетом и т.д. При этом он редко берет ту или иную роль добровольно. Обычно это суммарный результат воздействия факторов. Свои роли и статус во взрослой жизни человек часто отрабатывает в процессе детских игр, обучения в школе, взаимодействия со сверстниками.
О своем имеющемся или желаемом статусе в группе человек часто сам невербально (поза, мимика, интонация ит.д.) информирует окружающих. Признаками доминирования являются расслабленное тело, свободно висящие руки, свободное движение бедер, упругая походка. Притязания на доминирование проявляются через прямую посадку, слегка откинутую назад голову, поднятый подбородок, опущенные уголки губ, выраженное погружение в свои мысли или презрение к окружающим. Подчиненность выражается через напряженности и закрепощенность тела, скованную походку, позвоночник обычно изогнут вперед, шея и голова опущены, часто можно наблюдать порывистые и излишние жесты. Мимика отражает желание соответствовать ожиданиям окружающих.
Власть и подчинение
В человеческом обществе выделяют пять типов власти:
1) Власть принуждения – через угрозы, ограничения свободы и телесные наказания. Сопровождается наблюдением и скрупулезным контролем.
2) Власть вознаграждения – ожидаемое поведение награждается, например, родителями, учителями, начальником.
3) Власть эксперта – через обладание информацией. Это власть политиков и прессы.
4) Власть авторитета – основана на уважении человека за его широкие и глубокие знания, профессионализм, полезную деятельность или поступки на благо общества.
5) Власть закона – формируется и поддерживается на основе других форм власти.
Символом власти является лидер.
Лидер и власть
В человеческом обществе выделяют два типа лидеров:
- функциональный – сосредоточенный на выполнении поставленных задач;
- аффективный или эмоциональный – часто горячо любимый или наводящий страх на большинство членов группы. Он обычно сосредоточен на регулировке взаимоотношений между членами группы и управлении их статусом.
Группа ожидает от лидера:
1) удовлетворение жизненных, биологических потребностей большинства идущих за лидером;
2) обеспечение потребности в безопасности;
3) создание из группы единого организма, ощущение каждым себя частью этого организма;
4) координация деятельности и активности членов группы, их самореализации;
5) создания уверенности в правильности выбранного пути, веры в успешное и счастливое будущее.
Лидер и власть обычно видят угрозу для себя от тех, кто уклоняется от общепринятых или узаконенных норм и правил. Власть, как правило, оказывает на этих членов группы давление с целью, чтобы отклоняющийся в мыслях, речах, поведении в конкретной деятельности стал как все. Давление может быть в виде насмешек, замечаний, осуждения, изгнание из группы, изоляции, угрозы, в том числе и угрозы жизни.
Человек может сопротивляться давлению лидера, если он стрессоустойчив, верит в себя, терпим, обладает умом и творческими способностями. Вместе с тем конфликт с окружающими часто приводит к психосоматическим заболеваниям (развитие функциональных и органических расстройств в организме, заболеваний, как специфических личностных защит).
Принятие без критического осмысления общепринятых норм, правил, навязываемых другими людьми, называется конформизмом. Конформный человек всегда придерживается правила, чтобы его мысли, действия жизненные ценности совпадали с мыслями и ценностями окружающих. При этом возникает конфликт с самим собой. Неудовлетворение своих потребностей в угоду другим ведет к психосоматическим заболеваниям.
Таким образом, здоровый образ жизни – это оптимальное сочетание удовлетворения своих потребностей и ожиданий других.
Сделайте пять шагов к уверенности в себе,
а именно:
1. Не надо себя недооценивать. Чаще вспоминайте о своих удачах.
2. Никогда не говорите о себе плохо, особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий».
3. Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
4. Ваши действия могут подлежать любой оценке. Если это конструктивная критика, используйте ее для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
5. Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
Скоро экзамен
Экзамены: обратный отсчет
Экзамен в переводе означает "испытание". Это слово, в отличие от многих других, сохранило свое значение абсолютно, без малейших изменений. Что бы ни происходило с системами образования, с техническим прогрессом и психологией людей, экзамены продолжают оставаться испытанием для всех, кто к ним готовится, а также кто не готовится, но тоже сдает, для их родителей, учителей и прочих действующих лиц. Итак, начинаем обратный отсчет, который приведет к благополучному старту - и, само собой разумеется, удачному финишу экзаменационного марафона
Осталось два месяца
Готовиться к экзамену надо как минимум за два-три месяца. Именно за это время можно пройти так называемую гиперболу повторений. Суть ее в следующем: каждое следующее повторение информации должно отделяться от предыдущего все большим промежутком времени. Второе повторение будет через 30 минут,третье - через день, четвертое - через две-три недели. И перед самым экзаменом, через два месяца вы повторите материал пятый раз. Именно такое гиперболическое распределение позволяет максимально эффективно запомнить изученное. Итак, прочитываем необходимый для экзамена материал, понимаем его (чем глубже осмысление, чем лучше сохраняется в памяти), подкрепляем образами и впечатлениями (чем сильнее впечатление от информации, тем лучше она запоминается). Начинаем заниматься спортом, ежедневно гулять на воздухе, ложиться и вставать в одно и то же время. Ограничиваем вечеринки с друзьями, просмотр телевизора и видео, отказываемся от любимых компьютерных игр.
Этими нехитрыми способами мы настраиваем организм на рабочий лад, успокаиваем сознание и сосредотачиваем усилия. Хорошо, если в этот период мы начнем составлять планы: на месяц, неделю, день. Написание на бумаге своих задач приводит в действие подсознательного "рулевого", который поможет не свернуть с курса.
Осталось две недели
Делаем четвертое повторение материала. Хорошо подходит написание... шпаргалок. И это совсем не значит, что мы возьмем их на экзамен. С помощью краткого изложения основных принципов и структуры материала мы замечательно "укладываем" в голове большой объем информации.
Начинаем заниматься мастерством изложения. До сих пор подготовка к экзамену состояла из чтения и написания. А теперь можно попробовать и поговорить. Записываем свои ответы на магнитофон или видеокамеру. Потом смотрим и удивляемся своему косноязычию и растерянному виду. И учимся - быть уверенными, спокойными, доброжелательными.
Остался один день
Планируем этот день так, чтобы он включал в себя еду, сон и физическую активность. Даем мозгу шанс время от времени переключаться, иначе он выбросит белый флаг и откажется запоминать что-либо.
Если предстоит вступительный экзамен - обязательно посещаем консультацию. Слушаем каждое слово преподавателя, задаем вопросы. Очень важно выяснить формальности, которые на первый взгляд кажутся пустяковыми: имя и отчество экзаменатора, правила оформления ответа, разрешенные пособия, справочники и т.д.
Ложимся спать не позже 23-00. Зубрежка в ночь перед экзаменом может испортить дело. Ночью активизируются такие чувства как страх, паника, пессимизм (это знают все психиатры). Кроме того, во сне информация имеет свойства "раскладываться по полочкам" самостоятельно. Ни в коем случае не пьем успокаивающих лекарств, алкоголя, кофе. Говорим себе перед сном: "это всего лишь экзамен".
Осталось несколько часов
Встав с постели, не хватаемся за учебники и конспекты с тем, чтобы еще что-то доучить. Психологи доказали, что при этом мы запомним только то, что прочитали утром, а остальное забудем! Мало того: даже те фрагменты, которые мы худо-бедно запомнили, при дополнительном стрессовом повторении могут "смазаться". В этом выражается так называемый закон ретроактивного торможения памяти: каждое последующее запоминание тормозит предыдущее.
Итак, спокойно встаем, завтракаем (обязательно!). Лучше всего в такой момент подойдет каша.
Одеваемся. Имеем ввиду, что преподаватели и учителя, как правило, люди консервативные и не самые богатые. Поэтому не будем раздражать их взгляд сногсшибательными нарядами по последнему писку моды. Отказываемся также и от декольте, прозрачных блузок, безразмерных штанов или супер-мини-юбок. Эффект, произведенный черным цветом лака на ногтях или слишком яркими тенями, тоже нам вряд ли нужен.
Словом, одеваемся спокойно, строго, аккуратно. Очень важно, чтобы в одежде было удобно, ведь нам предстоят серьезные волнения, и добавлять к ним стресс от неуютной одежды не надо.
Маленькая хитрость для девушек: отказываемся на сегодня от любимых духов. Представьте себе преподавателя, которого целый день "кормят" самыми разными запахами, в том числе и агрессивными. Если мы дадим ему некоторую парфюмерную передышку, он (или она) будут нам благодарны.
Приходим на экзамен вовремя. Выключаем плейер, пейджер, мобильник, прячем все это в сумку и забываем на время. Проверяем, пишет ли ручка. Говорим себе "Это всего лишь экзамен. Один из многих в моей жизни".
На экзамене
Заходим в аудиторию уверенно, но не развязно. Очень важно составить о себе хорошее первое впечатление. Преподаватель должен сразу понять, что все в порядке, паники нет, предмет выучен. Кроме того, не стоит забывать, что любой экзаменатор - это человек. Поэтому с ним нужно здороваться, смотреть ему в глаза (хотя бы иногда), при необходимости извиняться и не бояться. Самое страшное, что может сделать преподаватель - удалить с экзамена. Подумаем о том, что ему тоже не очень приятно целый день сидеть в душной аудитории и слушать одинаковые ответы на одинаковые вопросы.
Получив билет, не комментируем содержание радостными или скорбными репликами. Что бы ни было там написано, спокойно идем и садимся готовиться. Если понимаем, что совсем ничегошеньки не знаем, можно попросить другой билет. НО - это снижает отметку на один балл!
Сев на место, успокаиваемся, делаем несколько неглубоких вдохов и выдохов, сосредотачиваемся и вникаем в суть вопросов. Если медленно и внятно произносить про себя слова, память порой сама послушно извлекает нужные знания. Здесь действует закон последовательных впечатлений: представления, возникающие при воспоминании, вызывают следующие за собой. То есть, вспомнив одну деталь "картинки", мы автоматически можем вызвать в сознании все остальные...
Составляем подробный план ответа, записываем важные определения, формулы, схемы. Репетируем начало ответа: оно должно быть содержательным и четким.
На ответе
Идти отвечать лучше не в самом начале и не в самом конце. Причин тому несколько. С утра экзаменаторы обычно полны сил и могут позволить себе потратить время на долгую беседу с пристрастием. К концу дня они уже устают, легче раздражаются и более склонны к быстрой оценке. Тем, кто знает все отлично, сложный вопрос "в лоб" только поможет получить свою "пятерку". Остальным эта тактика может принести огорчения.
Так что лучше всего идти отвечать в середине экзамена, желательно после обеденного перерыва у преподавателя, когда он чувствует себя умиротворенно. С одной стороны, он уже задумывается о том, чтобы быстрее покончить с экзаменами, а с другой - еще не склонен к агрессивным методам ускорения. Хорошо отвечать после откровенно слабого студента, чтобы использовать сравнение в нашу пользу.
Во время ответа следим за своими манерами: не жуем жвачку, смотрим в лицо преподавателю, сидим прямо, не откидываемся назад и не балансируем на краешке стула. Контролируем руки: не поправляем ежеминутно волосы, не чешим нос и не хватаемся за ухо. Преподаватель не без основания сочтет это признаками нездорового волнения, заподозрит списывание и начнет задавать дополнительные вопросы.
Не перебиваем экзаменатора, не критикуем его. Мы здесь не для споров и не для того, чтобы доказать свое интеллектуальное превосходство. Если очень хочется возразить, можно сказать: "Я согласен с вами, но хотел бы добавить..."
Говорим ясно, отчетливо, не слишком громко. В идеале каждый вопрос должен занимать не более 5-7 минут. Предварительно продумываем возможные дополнительные вопросы, и пытаемся ответить на них заранее.
Думаем о том, что экзаменатор пришел сюда для того, чтобы определить уровень знаний, а не для того, чтобы осуществить тайные садистские помыслы в отношении экзаменующихся.
Приемы мобилизующие интеллектуальные возможности
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связанно с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед интеллектуальным испытанием (олимпиада, экзамен, т. д.) целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
В стрессовой ситуации нарушается гармоничность работы левого и правого полушария. Для того чтобы согласовать работу полушарий, в ситуации, требующей немедленного сосредоточения можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его.
Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
Здоровый образ жизни
Культура питания
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья в ознаменование годовщины основания ВОЗ в1948 году. Каждый год для Всемирного дня здоровья выбирается тема, отражающая какую-либо приоритетную область общественного здравоохранения. В этот день люди из всех сообществ получают возможность для участия в мероприятиях, которые могут способствовать улучшению здоровья.
Всеми́рная организа́ция здравоохране́ния (ВОЗ, англ. WorldHealthOrganization, WHO) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.
В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и др.
В этом году ООН празднует 70-летие своей деятельности. Всемирный день здоровья – 2015 года – это ещё один повод напомнить о деятельности ВОЗ, как специального учреждения ООН, касающейся разработки и реализации глобальных стратегий сохранения и укрепления здоровья населения.
Безопасность пищевых продуктов — тема Всемирного дня здоровья
История вопроса
Небезопасные пищевые продукты связаны со смертью приблизительно 2 миллионов человек ежегодно, главным образом детей. Патогенные бактерии, вирусы, паразиты или химические вещества, содержащиеся в пище, являются причиной более 200 заболеваний, от диареи до рака.
Постоянно возникают новые угрозы безопасности пищевых продуктов. Изменения в технологии производства пищевой продукции, в распределении и потреблении; изменения окружающей среды; новые и вновь возникающие патогены; бактериальная резистентность — все эти факторы создают проблемы для национальных систем безопасности пищевых продуктов. Активизация передвижения населения и торговли усиливают вероятность международного распространения небезопасных продуктов.
Поскольку источники снабжения наших пищевых продуктов во все большей степени глобализируются, все более и более очевидной становится необходимость укрепления систем безопасности пищевых продуктов в самих странах и в отношениях между всеми странами. По этой причине ВОЗ содействует усилиям, направленным на укрепление безопасности пищевых продуктов на пути от фермы до тарелки (и повсюду на промежуточных этапах) в течение Всемирного дня здоровья 7 апреля 2015 года.
В соответствии с Кодексом алиментариус, являющимся сборником международных стандартов, руководств и кодексов практики по пищевым продуктам, охватывающим все основные виды пищевых продуктов и процессов,ВОЗ помогает странам предотвращать, выявлять и реагировать на вспышки заболеваний, переносимых с пищевыми продуктами. Совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) ВОЗ предупреждает страны о чрезвычайных обстоятельствах в области безопасности пищевых продуктов через международную информационную сеть.
Пять принципов безопасности пищевых продуктов
Безопасность пищевых продуктов — это совместная ответственность. Безопасность должна быть обеспечена на всем протяжении цепи производства пищевых продуктов, начиная от фермеров и производителей и кончая продавцами и потребителями. В публикации ВОЗ "Пять важнейших принципов безопасного питания" дается практическое руководство для продавцов и потребителей в области обработки и подготовки продуктов питания:
- Принцип 1: Храните продукты в чистоте
- Принцип 2: Отделяйте сырые продукты от продуктов, подвергшихся тепловой обработке
- Принцип 3: Подвергайте продукты тщательной тепловой обработке
- Принцип 4: Тепловая обработка проводится при необходимой температуре
- Принцип 5: Пользуйтесь безопасной водой и безопасными сырыми продуктами.
Всемирный день здоровья 2015 года дает возможность привлечь внимание всех, кто так или иначе связан с продуктами питания (специалистов различных правительственных секторов, фермеров, производителей, представителей розничной торговли, медицинских работников, а также потребителей к вопросам безопасности пищевых продуктов и к тому, какую важную роль каждый из них может сыграть, чтобы обеспечить уверенность любого человека может в том, что продукты, лежащие в его тарелке, безопасны для потребления.
Безопасность продуктов питания
Основные факты
- Доступ к достаточному количеству безопасных и питательных продуктов питания является важнейшим фактором для поддержания жизни и укрепления здоровья.
- Небезопасные продукты питания, содержащие болезнетворные бактерии, вирусы, паразитов или вредные химические вещества, являются причиной более 200 заболеваний от диареи до онкологических заболеваний.
- По оценкам, от болезней пищевого и водного происхождения, сопровождающихся диареей, ежегодно умирает 2 миллиона человек, многие из которых дети.
- Вопросы безопасности пищевых продуктов, питания и продовольственной безопасности неразрывно связаны. Небезопасные продукты питания порождают порочный круг болезней и недостаточности питания, что особенно затрагивает детей грудного и раннего возраста, лиц пожилого возраста и больных.
- Заболевания пищевого происхождения являются препятствием для экономического развития, поскольку они создают нагрузку на системы здравоохранения и наносят урон национальной экономике, туризму и торговле.
- Сегодня цепи поставок продуктов питания носят международный характер. Эффективное сотрудничество между правительствами стран, производителями и потребителями продуктов питания способствует обеспечению безопасности пищевых продуктов.
Основные заболевания пищевого происхождения и их причины
Как правило, заболевания пищевого происхождения — это инфекционные заболевания или интоксикации, вызванные бактериями, вирусами или химическими веществами, попадающими в организм через зараженную воду или пищу.
Возбудители заболеваний пищевого происхождения могут вызывать острую диарею или истощающие организм инфекции, включая менингит. Химические вещества могут приводить к острому отравлению или хроническим заболеваниям, таким как рак. Заболевания пищевого происхождения могут стать причиной долгосрочной инвалидности и смерти. К видам небезопасных продуктов питания относятся сырая пища животного происхождения, фрукты и овощи, загрязненные фекалиями, а также сырые моллюски, содержащие морские биотоксины.
Бактерии
- Salmonella, Campylobacter и энтерогеморрагический штамм кишечной палочки Escherichia coli — одни из наиболее распространенных возбудителей заболеваний пищевого происхождения, от которых ежегодно страдают миллионы людей. В некоторых случаях заболевания, вызванные этими возбудителями, носят тяжелый характер и заканчиваются смертельным исходом. Симптомы: повышенная температура, головная боль, тошнота, рвота, боль в брюшной полости и диарея. К числу продуктов питания, связанных со вспышками сальмонеллеза, относятся яйца, мясо домашней птицы и прочие продукты животного происхождения. Заражение бактериями Campylobacter, главным образом, происходит в результате употребления в пищу сырого молока, сырого или не прошедшего достаточную термическую обработку мяса домашней птицы и инфицированной питьевой воды. Энтерогеморрагическая инфекция, вызванная Escherichia coli, связана с употреблением непастеризованного молока, не прошедшего достаточную термическую обработку мяса, а также сырых овощей и фруктов.
- Инфекция, вызванная бактериями Listeria, приводит к выкидышам у беременных женщин или гибели новорожденных. Несмотря на относительно невысокую распространенность этого заболевания, его тяжелый и иногда смертельный характер, особенно для грудных детей, детей и лиц пожилого возраста, ставит его в ряд наиболее опасных инфекций пищевого происхождения. Источниками Listeria являются непастеризованные молочные продукты и различные виды готовых к употреблению продуктов питания. Данный тип бактерий может размножаться при низких температурах.
- Холерный вибрион (Vibrio cholerae) проникает в организм человека с инфицированной водой или продуктами питания. К симптомам относится боль в брюшной полости, рвота и острая водянистая диарея, которая может приводить к острому обезвоживанию и иногда к смерти. Вспышки холеры связаны с таким продуктами питания, как рис, овощи, просо и различные виды морепродуктов.
Основным средством лечения бактериальных инфекций являются противомикробные препараты, например, антибиотики. Тем не менее, их нерациональное и неправильное использование в медицине и ветеринарии привело к возникновению и распространению резистентных бактерий, что сделало использование антибиотиков неэффективным для лечения инфекционных болезней человека и животных. Резистентные бактерии попадают в пищевую цепь посредством животных (например, Salmonella попадает в пищевую цепь через кур). Резистентность бактерий к противомикробным препаратам является одной из главных угроз для современной медицины.
Вирусы
Норовирусные инфекции сопровождаются тошнотой, сильной рвотой, водянистой диареей и болью в брюшной полости. Вирус гепатита А может привести к долгосрочному поражению печени и обычно распространяется через сырые или не прошедшие достаточную термическую обработку морепродукты или зараженные фрукты и овощи. Часто источниками заражения являются инфицированные вирусом лица, работающие с продуктами питания.
Паразиты
Некоторые паразиты, такие как трематоды рыб, передаются только с продуктами питания. Другие же, например, Echinococcus spp., могут передаваться человеку через продукты питания или контакт с животными. Прочие паразиты, такие как Ascaris, Cryptosporidium, Entamoeba histolytica или Giardia, попадают в пищевую цепь через воду или почву и могут инфицировать сырые овощи и фрукты.
Прионы
Прионы — это возбудители инфекций, состоящие из белка, которые вызывают некоторые нейродегенеративные заболевания. Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота (ГЭКРС, или «коровье бешенство») — прионное заболевание, поражающее крупный рогатый скот, которое связывают с появлением у людей ее разновидности — болезни Крейцфельда-Якоба (vCJD).
Химические вещества
Наибольшую угрозу для здоровья представляют токсины природного происхождения и вещества, загрязняющие окружающую среду.
- К токсинам природного происхождения относятся микотоксины, морские биотоксины, цианогенные гликозиды и токсины, которые содержатся в ядовитых грибах. Микотоксины, например, афлатоксин и охратоксин, могут в высоких концентрациях присутствовать в основных продуктах питания, таких как кукуруза или злаки. Продолжительная подверженность воздействию этих токсинов может привести к нарушениям иммунной системы и нормального развития организма, или cтать причиной рака.
- Стойкие органические загрязнители (СОЗ) — это вещества, которые накапливаются в окружающей среде и в организме человека. К известным примерам можно отнести диоксины и полихлорированные бифенилы (ПХБ), которые являются нежелательными побочными продуктами промышленного производства и сжигания мусора. Они присутствуют в окружающей среде во всем мире и накапливаются в животных пищевых цепочках. Диоксины являются высокотоксичными соединениями и могут вызывать нарушения развития и репродуктивной функции, повреждения иммунной системы, гормональные сбои и раковые заболевания.
- Тяжелые металлы, такие как свинец, кадмий и ртуть, приводят к поражениям нервной системы и почек. Заражение продуктов питания тяжелыми металлами происходит, главным образом, в результате загрязнения ими воздуха, почвы и воды.
Безопасность продуктов питания в меняющемся мире
Наличие безопасных продуктов питания содействует развитию национальной экономики, торговли и туризма, способствует обеспечению продовольственной безопасности и безопасности питания, и является одним из факторов устойчивого развития.
Урбанизация и изменения форм поведения потребителей, включая распространение туризма, приводят к увеличению числа людей, покупающих и употребляющих в пищу продукты питания, приготовленные в общественных местах. В условиях глобализации растет спрос на все более широкий спектр продуктов питания, что привело к усложнению и удлинению глобальной продовольственной цепочки.
В условиях роста мирового населения растет спрос на продукты питания. В целях удовлетворения этого спроса происходит повышение интенсивности и объемов промышленного производства в секторах растениеводства и животноводства, что создает как новые возможности, так и новые угрозы в том, что касается безопасности продуктов питания. По прогнозам, изменение климата также будет оказывать влияние на безопасность продуктов питания, поскольку по мере изменения температуры будет меняться характер и уровень рисков в сфере безопасности пищевых продуктов на этапах производства, хранения и сбыта пищевой продукции.
В свете этих проблем на производителей продуктов питания и работников пищевой промышленности ложится дополнительная ответственность по обеспечению безопасности продуктов питания. В условиях, при которых потоки продукции перемещаются с большой скоростью и на большие расстояния, местные инциденты могут быстро разрастаться до международных чрезвычайных ситуаций. За последнее десятилетие на каждом континенте были отмечены серьезные вспышки заболеваний пищевого происхождения, масштабы которых нередко усугублялись особенностями глобализированной торговли.
В качестве примера можно назвать заражение детских сухих молочных смесей меламином в 2008 году (от которого в одном Китае пострадало 300 000 новорожденных и детей раннего возраста, 6 из которых умерли) и вспышку энтерогеморрагической инфекции, вызванной Escherichia coli, в Германии в 2011 году, которая была связана с употреблением в пищу проростков пажитника. Случаи заражения были зарегистрированы в 8 странах Европы и Северной Америки, умерло 53 пациента. Вспышка энтерогеморрагической инфекции, вызванной E.coli, в Германии в 2011 году нанесла производителям и фермерам ущерб в объеме 1,3 млрд. долларов США и привела к выделению экстренной помощи странам-членам Европейского Союза на сумму 236 млн. долларов США.
Безопасность пищевых продуктов: приоритет для общественного здравоохранения
Небезопасные продукты питания создают глобальные угрозы в области здравоохранения и представляют опасность для здоровья каждого человека. Дети грудного и раннего возраста, беременные женщины, пожилые люди и люди, страдающие каким-либо заболеванием, относятся к наиболее уязвимым категориям населения.
Небезопасные продукты питания создают порочный круг заболевания диареей и недостаточности питания, что ставит под угрозу нутритивный статус представителей наиболее уязвимых групп населения. В условиях отсутствия продовольственной безопасности люди склонны переходить на менее здоровый режим питания и употреблять в пищу «менее безопасные» продукты, что создает риск для их здоровья ввиду химического, микробиологического и других видов загрязнения, характерного для таких пищевых продуктов.
Поэтому безопасность продуктов питания является одним из приоритетных вопросов общественного здравоохранения.
Заражение продуктов питания может произойти на любом этапе производственно-сбытовой цепи, и главная ответственность за обеспечение безопасности лежит на производителях продуктов питания. Тем не менее во многих случаях инциденты, связанные с заболеваниями пищевого происхождения, становятся следствием несоблюдения правил обращения с продуктами питания на дому, на предприятиях общественного питания и на рынках. Не все работники пищевой промышленности и потребители понимают свою роль в обеспечении защиты собственного здоровья и здоровья членов сообщества в целом и необходимость, например, соблюдать основные правила гигиены при покупке, продаже и приготовлении пищевых продуктов. Но при этом каждый может внести свой вклад в обеспечение безопасности продуктов питания.
Деятельность ВОЗ
Деятельность ВОЗ направлена на содействие глобальным усилиям по предотвращению угроз общественному здравоохранению, связанных с небезопасными продуктами питания, их выявлению и принятию ответных мер. Доверие потребителей к органам власти и уверенность потребителей в безопасности продуктов питания — результат, к достижению которого стремится ВОЗ.
Для достижения этого результата ВОЗ оказывает государствам-членам помощь по созданию потенциала, необходимого для предотвращения и выявления рисков, связанных с болезнями пищевого происхождения, и управления этими рисками. Для этого ВОЗ:
- выполняет независимую научную оценку источников микробиологической и химической опасности, результаты которой лежат в основе международных пищевых стандартов, руководств и рекомендаций, известных под названием «Codex Alimentarius» и направленных на обеспечение безопасности продуктов питания независимо от их происхождения;
- выполняет оценку безопасности новых технологий производства продуктов питания, таких как генная инженерия или нанотехнологии;
- оказывает содействие совершенствованию национальных продовольственных систем и нормативно-правовых механизмов и созданию надлежащей инфраструктуры для управления рисками в области безопасности продуктов питания. Для оперативного обмена информацией в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью продуктов питания, ВОЗ и Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) создали Международную сеть органов, ответственных за обеспечение безопасности продуктов питания (ИНФОСАН).
- ведет информационно-разъяснительную работу по вопросам безопасного обращения с продуктами питания посредством систематического проведения информационных кампаний и программ по профилактике заболеваний пищевого происхождения, а также распространения публикации «Пять важнейших принципов безопасного питания» и учебных материалов;
- ведет информационно-пропагандистскую работу в поддержку признания безопасности продуктов питания в качестве важной составляющей продовольственной безопасности и включения вопросов безопасности продуктов питания во все национальные программы и меры политики в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММСП, 2005).
ВОЗ ведет тесное сотрудничество с ФАО, со Всемирной организацией по охране здоровья животных (МБЭ) и другими международными организациями в целях обеспечения безопасности продуктов питания на всем протяжении продовольственной цепочки от производства дл потребления.
При подготовке материала использована информация ВОЗ.
О.В.Бартман,
заведующий отделом общественного здоровья ГУ РЦГЭиОЗ
Запоминаем эффективно
Приемы эффективного повторения и запоминания
Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения. Перечислим их.
• Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
• Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
• В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
• В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
• В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.
Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.
Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит "узнавание" знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.
Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе "для надежности" прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: "Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал."
Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.
Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.
• Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций ("ключи"). Так, например, на последовательность предметов ("метод Цицерона") может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
• Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.
Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.
Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.
Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?
В психологии существует такое понятие, как реминисценция. Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.
Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы "задолбите текст намертво", дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться — это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование — не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.
Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его "омертвения", а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.
Теперь о временных аспектах повторения. Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день "крутить ее в голове". Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с "погружением" в предмет.
Рационально повторяем
Принципы рационального повторения
Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.
1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно "вгрызаться" в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем "рабочие дни". В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально "пропитаться" установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме "прокукарекал, а там хоть и не рассветай".
Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета.
Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом — иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения — исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.
4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации "шинковки" материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.
При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, — и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается.
И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько "пробежать" весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором — повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей
</address> <address>11 правил реальной жизни:</address> <address>Правило 1. Жизнь несправедлива - привыкните к этому!Правило 2. Миру наплевать на Вашу самооценку . Жизнь будет требовать от Вас
закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно.
Правило 3. Вы не будет получать 60 000$ в год сразу после школы. Вы не
станете вице-президентом компании со спутниковым телефоном в машине , прежде чем Вы заработаете на них .
Правило 4. Вы считаете, что учитель слишком требователен ? Подождите , когда
станете начальником Вы !
Правило 5. Подавать гамбургеры не ниже Вашего достоинства. Ваши дедушки и
бабушки использовали другое слово для раздачи котлет - они называли это
Возможностью .
Правило 6. Если Вы сели в лужу , это не вина Ваших родителей , не хнычьте,
учитесь на ошибках .
Правило 7. До Вашего рождения Ваши родители не были такими занудами , как
сейчас . Они стали ими , оплачивая Ваши счета , стирая Вашу одежду , и
выслушивая Ваши рассуждения о себе любимом. Поэтому прежде , чем начнете
спасать мир от поколения своих родителей, наведите порядок в собственной
комнате .
Правило 8. Ваша школа, может быть , и покончила с делением на лидеров и
неудачников , но жизнь - НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и
дают Вам столько попыток, сколько Вам требуется для правильного ответа . Это
не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью .
Правило 9. Жизнь не поделена на семестры . У Вас не будет летних каникул и
найдется немного работодателей , которые заинтересованы в том, чтобы Вы НАШЛИ СЕБЯ . Ищите за свой счет!
Правило 10. Телевидение - это НЕ реальная жизнь. В действительности людям
обычно приходится ходить на работу , а не сидеть за столиком кафе.
Правило 11. Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено , что вскоре Вы будете работать на одного из них.</address> <address></address> <address>
Советы абитуриентампо подготовке к ЦТ, или Пять шагов к вершине успеха
ШАГ 1
Первое, что необходимо сделать, - это психологически настроиться на тестирование. Важно понять достоинства и преимущества данного экзамена:
* тестирование позволяет за определённое время провести диагностику и оценить знания всех абитуриентов одновременно, т.е. все находятся в равных условиях;
* вы не находитесь один на один перед целой комиссией, а сидите среди таких же, как и вы, волнующихся, сомневающихся, переживающих абитуриентов;
* тест – письменная работа, а это хорошо для тех, кто не очень любит или пока стесняется говорить публично;
* у вас нет прямого контакта с проверяющим, что позволяет исключить «особую» пристрастность и рассчитывать на объективность;
* тест проверяет компьютер по единым для всех критериям, поэтому в вашу пользу засчитывается не только правильный ответ, но и случайные «попадания»;
* для хорошей оценки не обязательно решить все задания правильно; количество набранных вами баллов может оказаться вполне для вас достаточным.
ШАГ 2
Важно правильно организовать подготовку к централизованному тестированию.
* Составьте план самоподготовки; определите темы, которые вам необходимо повторить прежде всего; продумайте, с какой темой вы справитесь самостоятельно, а где необходима будет помощь учителя.
* Подберите необходимые учебники, пособия, словари, сборники тестов.
* Ведите конспект изученного материала. Повторяя ту или иную тему, выделите самое главное и запишите это кратко, тезисно или в виде плана.
* Закрепляя тему по вопросам, составляйте для себя схемы, таблицы, алгоритмы.
ШАГ 3
Для того чтобы вы могли проверить свои силы, выполняйте тренировочные тесты, следуя рекомендациям:
- сначала изучите инструкцию к тесту, обратите внимание на его структуру, типы предложенных заданий;
- при выполнении задания внимательно прочитайте формулировку вопроса, чтобы не изменился его смысл из-за того, что вы не заметили какое-то слово;
- ознакомьтесь с комментариями к заданию;
- выполните задание, сверяя ответы с правильными;
- проанализируйте свои результаты и займитесь ликвидацией выявленных пробелов.
ШАГ 4
* Лучше учиться на чужих ошибках, чем допускать свои, поэтому внимательно проработайте раздел «Анализ типичных ошибок».
* Выполните тренировочные задания по определённым разделам и темам. Обратите внимание на разнообразие форм и типов заданий, формулировок вопросов.
* Выполните итоговый тест, стараясь не заглядывать в ответы. Сверьте свои ответы с правильными.
* Не останавливайтесь на достигнутом. Как можно больше тренируйтесь. Для этого используйте тренажёры и сборники тестов, выпущенные УО «Республиканский институт контроля знаний». Чем больше типов тестовых заданий вы проработаете, тем больше будет у вас шансов повысить тестовый балл на экзамене.
ШАГ 5
Итак, вы хорошо потрудились, повторили все разделы, устранили выявленные пробелы в знаниях, потренировались в выполнении различных тестовых заданий и готовы к централизованному тестированию. Тогда ещё несколько советов, как распределить свои силы и время на экзамене.
* После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации.
* Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению теста.
* Сначала просмотрите все задания без решения, чтобы распределить силы и понять, что вы можете выполнить сразу, а к чему вернётесь потом.
* Внимательно читайте каждое задание, спрашивая себя, что вносит та или иная деталь в формулировку вопроса.
* Первым делом выполните те задания, в которых вы уверены. Наша память работает так, что, включившись на лёгких вопросах, дальше начинает набирать обороты, новые ответы всплывают сами собой.
* Те минуты, которые вы сэкономили на «лёгких» вопросах, вы сможете потратить на поиск и «вычисление» ответов на «трудные» вопросы.
* Обязательно проверяйте ответы, возвращаясь к формулировке вопроса.
* Пропускайте непонятные и трудные задания. Помните, что время ограничено, да и получение высокого балла не предполагает решения 100% заданий.
* Думайте только о текущем задании! Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы уже применили, не помогают, а только мешают при выполнении другого задания. Эта установка имеет ещё один ценный психологический эффект – поможет забыть о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось не по силам). Думайте о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
* Учитывайте особенности типов тестовых заданий: они могут быть закрытого типа с множественным выбором ответа (тест А), открытого типа с кратким ответом (тест В) и на соответствия.
В заданиях закрытого типа из предложенных ответов необходимо выбрать правильные. Такие задания посильны большинству учащихся, но, выполняя их, абитуриенты часто допускают ошибки, проставляя метки в бланке ответов. Чтобы этого избежать, проговаривайте про себя номера заданий и выбранного варианта. При переносе ответов в бланк контролируйте каждый десятый пункт, чтобы не сбиться со строки.
В заданиях открытого типа, где требуется ответ в виде одного-двух слов или в виде цифры, ответы без пробелов записываются в специальных строчках в бланк ответов печатными буквами: ОТВЕТБЕЗПРОБЕЛОВ.
В заданиях на установление соответствия помните, что количество элементов в двух столбцах может быть неравным. Проводите проверку соответствий, сохраняя порядок следования элементов первого столбца и сразу же записывая данное соответствие, так «не потеряется» ни один из элементов.
Таковы простейшие «рецепты» подготовки к ЦТ. И они уже прошли свою главную проверку: выпускники прошлых лет, следовавшие этим советам, зачислены в выбранные ими вузы. Если и вы воспользуетесь этими рекомендациями, то ещё в процессе подготовки увидите, как ощутимо улучшатся ваши результаты.
Желаем успехов!
</address>