Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Самый популярный предмет в нашей школе. (Укажите свой любимый предмет)
Всего 392 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 707 человек

Причины, тормозящие скорость чтения

Дата: 20 апреля в 12:20

Причины, тормозящие скорость чтения

Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т. е. читает целыми словами, но всё равно читает медленно.

Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить следующие: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания.

Природный темп деятельности

Обычно родители замечают, что их ребёнок медлителен, немножко «капуша». Вины ребёнка в этом нет. Темп деятельности является составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врождённым, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врождённым, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени способен прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного человека напоминает бег с препятствиями. Смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки.

Регрессии

Это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространённый. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель прочитывает текст дважды. Проследите за глазами и речью ребёнка при его чтении. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке 2-3 раза для понимания, в чтении присутствуют регрессии.

Антиципации

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что это за слово по содержанию. Такой приём называется антиципацией, по-другому, догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение. Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Артикуляция

Недостаточная подвижность речевого аппарата может также служить одной из причин, тормозящей скорость чтения. Артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто темп речи у этих детей медленнее, чем у остальных.

Малое поле зрения

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки глаз. Повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Поэтому для увеличения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий.

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении также велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. Очень часто внимание младшего школьника становится неустойчивым, как только материал становится скучным, эмоционально непривлекательным. Снижению концентрации внимания, устойчивости в процессе чтения способствует большой объём и непривлекательность содержания книги. Большая книга у слабо читающего ребёнка вызывает негативную реакцию. А если содержание книги непонятно и неинтересно, то чтение её будет носить формальный характер. Поэтому подбирайте книгу, по объёму и содержанию соответствующую уровню техники чтения ребёнка и его интересам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.