АЛГОРИТМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА
1. При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:
-при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
-предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
-после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
-по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;- внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;
-нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
-не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
-в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы.
2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:
-если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;
-при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;
-в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.
В помощь педагогу:
Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
-как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
-предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
-с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
-позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
РОО "Матери против наркотиков"
и 12 шаговая программа
Общественная организация "Матери против наркотиков" была создана в 2000 г. в рамках реализации Государственной программы комплексных мер по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Главная задача организации - объединение усилий родительской общественности, направленных на противодействие распространению наркомании и ВИЧ/СПИДа.
О наркомании и алкоголизме уже сказано и написано немало, но часто мы забываем, что у каждого наркомана и алкоголика есть родители, родственники, близкие друзья, которые также cтали физически, психологически, эмоционально и финансово зависимыми от его поведения, т. е. стали созависимыми. Болезнь близкого человека разрушает их здоровье, отбирает последние сбережения, заставляет жить в полной изоляции от окружающих. Раздражение, обида, гнев, чувство вины, нервные срывы, ощущение беспомощности и бессилия - вот неполный перечень чувств, которые постоянно испытывают созависимые. Пытаясь помочь своему близкому избавиться от наркомании или алкоголизма и не имея необходимых знаний и навыков, они чаще всего лишь усугубляют свое состояние и невольно способствуют дальнейшему развитию его зависимости. Именно проблеме созависимости мы уделили основное внимание в этой брошюре.
Мы поговорим о природе созависимости, причинах и механизмах ее формирования, о ее опасных последствиях, а также о группах самопомощи как одном из наиболее эффективных методов оказания эмоциональной и психологической поддержки созависимым.
Столкнувшись с проблемой наркомании или алкоголизма, важно четко осознавать, что зависимость – заболевание, воздействующие на физическое, психологическое, эмоциональное и духовное состояние человека, и что оно требует как медицинской, так и социальной и психологической помощи. В брошюре вы сможете узнать о возможностях медицинской помощи, в том числе детоксикации, а также социальной реабилитации и адаптации, так как зависимому необходима постоянная мотивация и вовлечение в сообщество выздоравливающих.
Елена Писаренко
Член Общественного совета
Республиканского общественного объединения
"Матери против наркотиков"
ЧТО ТАКОЕ НАРКОМАНИЯ?
Обращаясь в нашу организацию за помощью, люди не всегда осознают, с какой болезнью они столкнулись, каковы ее последствия и как с ней можно бороться.
Наркомания (от греческогоnarko - оцепенение, усыпление, онемение и mania - страсть, влечение, безумие) - это болезнь, характеризующаяся тотальным поражением личности, сопровождающаяся расстройством психики, приводящая к физическому и моральному распаду.
С наркоманией чрезвычайно сложно бороться, так как наркотическое вещество становится частью биохимических процессов организма, особенно головного мозга. Ее особенность в том, что физическое и душевное состояние человека, его самочувствие оказывается в постоянной зависимости от приема наркотика, его наличия или отсутствия в организме. Больной вынужден периодически принимать наркотик, иначе у него возникает мучительное состояние, сопровождаемое сильными болями и судорогами. Это состояние называется абстиненцией, или "ломкой". Употребление наркотиков ведет к привыканию, привыкание к потребности, потребность к зависимости, т. е. к болезни. Перед токсическим действием наркотиков организм человека практически беззащитен. Их опасность состоит в том, что вызываемые ими патологические состояния в определенной степени оказываются необратимыми, и часть произошедших в организме отрицательных изменений остается навсегда. Коварство наркотиков в том, что наркоманы, а часто и их родители, слишком поздно понимают, что это не просто "баловство", а уже настоящая зависимость.
Наркотики приводят к тому, что наркоман постепенно утрачивает чувство собственного достоинства, самоуважения, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию, бросает работу, вовлекается в преступную среду. В результате приносит горе себе, семье и окружающим, которые, всячески стараясь помочь ему, становятся созависимыми.
ЧТО ТАКОЕ СОЗАВИСИМОСТЬ?
Если член семьи болен алкоголизмом или наркоманией, то все его близкие оказываются в прямой зависимости от его болезни - становятся созависимыми.
Созависимость - это биопсихосоциодуховное заболевание, развивающееся у людей, проживающих вместе или тесно связанных родственными или дружескими отношениями с больным алкоголизмом или наркоманией.
Созависимость формируется в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах зависимого, вплоть до самоотречения и игнорирования своих обязанностей по отношению к другим членам семьи.
У созависимых размыты границы собственного "Я". Они так поглощены ответственностью за своего близкого, что утрачивают себя, подавляют свои потребности и чувства, как бы "замораживают" их, что способствует повышению переносимости эмоциональной боли. Отождествление себя с зависимым приводит к тому, что созависимый страдает за обоих. Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, такие негативные переживания как страх, гнев, стыд, тревога, отчаяние, созависимые тесно связаны в эмоциональном отношении с зависимыми.
Поскольку алкоголизм и наркомания воспринимается у нас в стране как порок, то близкие зависимого стыдятся его поведения так же сильно, как если бы это было их собственное. Боясь унижения и осуждения окружающих, созависимые всеми силами пытаются скрыть болезнь: "Никто не должен догадываться, какой кошмар твориться у меня дома". Такая "двойная жизнь" постепенно приводит созависимого к привычке лгать. Как правило, созависимые обманывают не только посторонних людей, но и членов семьи, и самих себя. Этот разрушительный процесс самообмана и нечестности в межличностных взаимоотношениях ведет к деградации личности. Он может продолжаться много лет и выражается в защите от критики, обвинении друзей и близких в своих неудачах, отрицании бессилия перед проблемой, контроле за зависимым, патологическом страхе перед будущим.
Амбивалентность, т.е. несогласованность, чувств, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений к зависимому, - еще одна характерная черта созависимых. Они одновременно и любят и ненавидят его. Часто бросаются в крайности (то чистят и убирают квартиру, то опускают руки; то следят за внешностью, то нет и т. д.) Чередуются периоды ответственного и крайне безответственного поведения. Отмечается непостоянство, колебания в решениях и эмоциях, чувствах, и зависят они чаще всего от состояния зависимого.
Эмоциональными проявлениями созависимости являются стыд, тревога, страх, постоянное отчаяние, пессимистический взгляд на жизнь, чувство бессилия, гнев, обида. Эти чувства влекут за собой невротические расстройства (неврозы, депрессии, мысли о суициде), а также различные соматические заболевания (язвы, колиты, болезни сердца и т.д.).
МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В 1935 г. в США была создана первая группа самопомощи больных алкоголизмом на основе методики программы "12 шагов". Сегодня "12-шаговые" программы признаны экспертами Всемирной организации здравоохранения самым эффективным средством помощи зависимым и созависимым. Одной из наиболее эффективных программ самопомощи близким алко/наркозависимых, основанной на методике "12 шагов", является программа "Жесткая любовь - альтернатива попустительству", которую вы найдете в этой брошюре.
Основной формой проведения собраний группы самопомощи является интерактивная беседа, позволяющая членам группы ближе познакомиться друг с другом, поделиться своими проблемами и переживаниями. Такие откровенные беседы называются "круг искренности". Они имеют важное психо-терапевтическое значение. Известно: кто не прочувствовал состояние другого человека - тот и не понял его. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания, сострадания - основа успеха в работе группы самопомощи.
Обсуждение моделей поведения в определённых ситуациях, в соответствии с изучаемым "шагом" программы "Жёсткая любовь - альтернатива попустительству" помогает сориентировать родителей на изменение своего отношения к зависимому, что способствует постепенному выходу из состояния созависимости. С созависимыми, которые не могут "раскрыться" и быть достаточно искренними, после занятия проводятся дополнительные беседы-консультации. Руководитель группы или фасилитатор (от англ. facilitator - способствующий, помогающий, создающий условия) не должен выносить их содержание на общее обсуждение в группе.
Основным методом пошаговой программы "Жесткая любовь" является цикличность, позволяющая постоянным членам группы выступать уже в качестве консультантов для новичков.
"ЖЕСТКАЯ ЛЮБОВЬ"
Программа эмоционально-психологической реабилитации родственников наркозависимых (разработана организацией родственников алко/наркозависимых
FamiliesAnonymous, США,адаптирована и переведена на русский язык общественной организацией "Азария - Матери против наркотиков", г. Санкт-Петербург, 1999 г.)
ЧУВСТВО ВИНЫ
Вся семья наркомана оказывается выбитой из нормальной колеи и страдает. Обычно родители чувствуют ответственность за состояние ребенка и задают себе вопросы: "Где упустили? В чем наша ошибка?" Эти вопросы правомерны, но, даже ответив на них, вы не увидите выхода из ситуации. Наркоманам выгодно, чтобы родители ощущали себя виноватыми, и часто они начинают использовать это чувство вины: "Вы во всем стремились подавлять меня, командовать, унижать" либо "Вам не было дела до меня" и т.п. Это еще больше усиливает чувство вины родителей (или одного из них).
ГНЕВ
В семье все становятся раздражительными. Нет ничего удивительного в том, что, обычно уравновешенные и здравомыслящие взрослые, под влиянием резко изменившегося поведения своего ребенка начинают говорить и делать то, что раньше им было не свойственно. В период психического срыва люди могут вести себя как сумасшедшие. Родители могут упрекать, угрожать, оскорблять, ругать, упрашивать, даже бить. Но ни одно из этих средств, разумеется, не идет на пользу ситуации. Наркоман ощущает исходящую от близких угрозу и даже неприязнь, и это только добавляет смятения к его болезненным чувствам.
ЗАЩИТА РЕБЕНКА ЕМУ ЖЕ ВО ВРЕД
С целью защитить и уберечь от лишних неприятностей многие родители сами раздают долги, нажитые наркоманом, звонят в школу или на работу и придумывают причины его отсутствия, лгут, отвечая на телефонные звонки.
Родители боятся, что наркоман навредит себе, поэтому они, руководствуясь лучшими побуждениями, пытаются вмешаться и исправить последствия его поступков. Возможно, многие в первую очередь думают о своей репутации. Другими же движет чувство вины. Некоторым невыносимо видеть страдания сына или дочери.
НАГРАДЫ ЗА ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Когда родители снова и снова спасают наркомана и исправляют его ошибки, они подкрепляют его склонность продолжать образ жизни, являющийся основной причиной его беды. Получается, что за свое плохое поведение они получают вознаграждение сначала в виде "кайфа" от наркотика, а потом в виде ликвидации всех последствий. Если на работе (учебе) всё улажено, долги розданы, проданные вещи заменены новыми, то зачем останавливаться? Таким образом, "заботливые" родители делают все, чтобы ребенок не почувствовал последствий своих поступков. Но, не испытав на себе последствий, зависимые не извлекают из сложившейся ситуации никаких выводов. Ребенок, которого постоянно прощают за то, что он не несет обязательств по долгам, за то, что теряет (а потом и ворует) деньги или вещи, привыкает к тому, что он не несет никакой ответственности.
УХОДИТ ЛЮБОВЬ
В семье, где поселяется наркомания, уходит любовь. Все мы всего лишь люди, поэтому зачастую наша любовь обусловлена поведением. Любовь живет любовью. Если же в ответ на любовь мы не получаем ничего хорошего, она становится горечью.
НУЖНА ЖЕСТКАЯ ЛЮБОВЬ
Если наркотики (или алкоголь) становятся для употребляющего их важнее, чем благополучие его близких, это постепенно убивает любовь. Родители наркоманов, уже осознавшие губительность своего пособнического поведения, нашли ему альтернативу. Это - "жесткая любовь". Любить своего ребенка жесткой или твердой любовью - значит заботиться о нем настолько, чтобы уметь сказать "нет" в ответ на злоупотребление, не вредить ему, но быть готовым противостоять.
Жесткая любовь говорит наркоману: "Все, хватит. Мы отказываемся вытаскивать тебя из проблем, которые ты сам себе создаешь; мы тебя любим и поэтому говорим тебе: "Хочешь страдать - страдай. Не хочешь - ищи путь спасения". Много раз мы слышали, что бывших наркоманов не бывает, но это не так. Мы знаем людей, в прошлом употреблявших наркотики, а теперь живущих чистой трезвой жизнью.
Когда родители находят в себе силы и терпение применять жесткую любовь, каждый начинает отвечать за свои поступки, и, соответственно, начинается процесс выздоровления. Это единственный шанс на избавление от болезни наркомания, которой поражены все члены семьи, в той или иной степени.
Порядок межведомственного взаимодействия по фактам нарушения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
Исполнитель |
Порядок действий |
Учреждения здравоохранения |
|
Отдел внутренних дел |
1.Провести проверку, материалы проверки направить на рассмотрение в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН) либо в районный отдел следственного комитета |
Отдел внутренних дел |
1.По каждому факту рассмотрения административного дела за нарушение требований Декрета №6 в отношении несовершеннолетних незамедлительно информировать КДН о наложении административного взыскания, а также учреждение образования, ПНД, Совет ОПОП по месту жительства для организации профилактической работы с несовершеннолетним и их родителями. |
Комиссии по делам несовершеннолетних райгорисполкомов |
при получении материала проверки РОВД по факту употребления курительными смесями, рассмотреть на заседании КДН, вынести постановление (решение):
|
Учреждение здравоохранения |
1.При неявке несовершеннолетних в учреждение здравоохранения незамедлительно информировать органы внутренних дел для обеспечения доставки |
Инспекция по делам несовершеннолетних |
1.При получении постановления КДН организовать проведение ИПР с подростком, состоящим на учете в ИДН за нарушение Декрета №6. Работу проводить в соответствии с индивидуальным планом профилактической работы с несовершеннолетним, утвержденным руководителем учреждения образования |
Учреждение образования |
1.Обеспечить проведение социального расследования; рассмотреть вопрос на совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2.Принять решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий учет (если подросток не состоит на учете в ИДН); либо на учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (если подросток состоял на учете в ИДН) – вид учета зависит от результатов социального расследования); 3.Разработать индивидуальный план профилактической работы с несовершеннолетним, включая предложения и рекомендации педагога – психолога, врача – нарколога, ИДН и др. служб и ведомств (план носит межведомственный характер) и направить для исполнения субъектам профилактики (исполнителям плана) |
Субъекты профилактики |
1.Обеспечить выполнение индивидуального плана профилактической работы с несовершеннолетним, утвержденный руководителем учреждения образования в указанный срок и представить информацию в учреждение образования |
Инспекция по делам несовершеннолетних |
1.Обеспечить ведение банка данных о несовершеннолетних, доставленных в учреждение здравоохранения по факту употребления курительных смесей |
Комиссии по делам несовершеннолетних райгорисполкомов |
1.Обеспечить ведение учета данных о несовершеннолетних, доставленных в учреждение здравоохранения по факту употребления курительных смесей 2. Не реже 1 раза в квартал рассматривать организацию работу субъектов профилактики с лицами допускающие нарушения декрета № 6 Примечание: в соответствии с данными инспекций по делам несовершеннолетних |