Утверждён
Житковичским районным исполнительным комитетом
решение № 1657 от 20.12.2011
У С Т А В
Государственного учреждения образования
"Средняя школа №2 г. Житковичи имени А.В.Головача"
СТАТУТ
Дзяржаўнай ўстановы адукацыі
«Сярэдняя школа №2 г. Жыткавічы імя А.У.Галавача»
г. Житковичи
2011 г.
Раздел 1. Общие положения
1. Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г. Житковичи имени А.В.Головача" (далее – Школа) зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 26.09.2006 г. № 810 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490428610.
2. Школа является государственным учреждением образования, обеспечивающим получение общего среднего образования для подготовки обучающихся в школе к овладению в последующем профессией в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, высшего образования, а также через иные формы профессионального обучения или подготовке их к сознательному включению в трудовую деятельность.
3. Школа создана в форме учреждения на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета.
4. Школа принадлежит на праве собственности Житковичскому району. Собственником является Житковичский районный Совет депутатов. Учредитель – Житковичский районный исполнительный комитет.
Органом государственного управления, уполномоченным собственником управлять имуществом Школы, является отдел образования Житковичского районного исполнительного комитета.
5. Школа является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленную часть государственной собственности, несёт самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.
6. Школа имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, расчётный и иные счета в банках Республики Беларусь.
7.Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества.
8.Школа не вправе выступать гарантом или поручителем третьих лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими организациями, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.
9.В Школе не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных организаций, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или другая противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
10.Школа в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
11. В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Положением об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования, иными актами законодательства, а также настоящим Уставом.
Изменения и дополнения в Устав Школы вносятся после их утверждения учредителем в порядке, установленном действующим законодательством.
12. Место нахождения Школы: ул. К. Маркса, 31 247960 г. Житковичи Гомельской области.
13. Полное наименование Школы:
на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыi "Сярэдняя школа №2 г. Жыткавічы імя А.У.Галавача";
на русском языке – Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г. Житковичи имени А.В.Головача".
Сокращённое наименование школы:
на белорусском языке - Сярэдняя школа №2 г. Жыткавічы
на русском языке – Средняя школа №2 г. Житковичи
Раздел II. Предмет и основная цель деятельности Школы, её основные задачи, виды деятельности
14.Предметом деятельности Школы является обучение и воспитание в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ.
15.Целью деятельности Школы является формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
16.Для достижения поставленных целей Школа имеет право в установленном действующим законодательством Республики Беларусь порядке на реализацию задач:
- разрабатывать и применять формы и системы организации стимулирования и оплаты труда;
- разрабатывать проект Устава Школы, изменения и дополнения к нему;
- приобретать и арендовать необходимое оборудование и другие материальные ресурсы;
- формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
- участвовать в научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
- развивать собственную материальную базу;
- осуществлять творческие, хозяйственные и иные связи с белорусскими и иностранными юридическими и физическими лицами на основе двусторонних и многосторонних договоров, соглашений, контрактов;
- осуществлять проверку подлинности документов об общем базовом образовании при приеме лиц для получения общего среднего образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
- входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
17.Для достижения поставленных целей Школа обязана обеспечивать в установленном действующим законодательством Республики Беларусь порядке:
- качество общего среднего образования;
- подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
- разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
- моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
- меры социальной защиты учащихся;
- создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи.
18.Школа осуществляет следующие виды экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Виды экономической деятельности ОК РБ 005-2006», утвержденным Постановлением Госстандарта Республики Беларусь 28.12.2006 г. № 65:
8010 – начальное образование;
80210 – общее среднее образование;
80424 – прочее образование для взрослых и прочее образование;
913 – деятельность прочих общественных организаций;
9272 – прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки;
9251 – деятельность музеев и охрана историко-культурного наследия;
9251 – деятельность библиотек и архивов;
921 – деятельность, связанная с кино- и видеофильмами;
9304 – физкультурно-оздоровительная деятельность;
926 – деятельность в области спорта;
9305 – предоставление прочих индивидуальных услуг;
70200 – сдача внаем собственного нежилого имущества;
01121 – выращивание овощей, рассады и сбор семян;
55510 – предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;
71400 – прокат прочих бытовых изделий и предметов общего пользования;
5157 – оптовая торговля отходами и ломом;
0112 – овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции;
012 – животноводство;
0201 – лесоводство и лесозаготовки;
0124 – разведение сельскохозяйственной птицы;
20 – обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели. Производство изделий из соломки и плетенки;
22 – издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записных носителей информации;
3650 – производство игр и игрушек;
3662 – производство метл и щеток;
45420 – столярные и плотнические работы;
633 – туристическая деятельность;
714 – прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования;
7440 – рекламная деятельность;
912 – деятельность профсоюзов;
85310 – предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;
746 – обеспечение расследований и обеспечение безопасности;
74810 – деятельность в области фотографии;
7482 – деятельность в области упаковки;
92619 – деятельность спортивных объектов.
19. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения лицензии и в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.
20. Медицинское обслуживание обеспечивается специально закрепленным органами здравоохранения за Учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией, педагогическим и техническим персоналом несет ответственность за проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.
21. Организация питания учащихся возлагается Учредителем на предприятия общественного питания или осуществляется Учреждением самостоятельно.
Учащиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних учащихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.
Раздел III. Организация образовательного процесса в Школе
22. Образовательный процесс в Школе организуется на основе:
- принципов государственной политики в сфере образования;
- образовательных стандартов;
- достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
- современных образовательных и информационных технологий.
23. Организация образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об общеобразовательном учреждении, учебно-программной документацией соответствующих образовательных программ, индивидуальными планами работы и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу учащихся, аттестацию учащихся.
24. Школа обеспечивает получение общего среднего образования.
25. Обучение в Школе осуществляется на русском языке.
Изучение белорусского, русского и одного иностранного языка учащимися в Школе является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь.
От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно поживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Обязательный для изучения иностранный язык определяется Учредителем Школы с учетом потребности государства и возможностей Школы.
26. Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также Типовым учебным планом и учебными программами, разработанными и утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.
Ежегодно на основе Типового учебного плана, утверждённого Министерством образования, Школа разрабатывает собственный план, который утверждается директором по согласованию с отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета.
27. Учебный год в Школе начинается, как правило, 1 сентября. Продолжительность и сроки окончания учебных занятий определяются Типовым учебным планом и учебными планами на текущий учебный год.
28. Учебный год делится на четверти, образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.
Трудовая деятельность учащегося может включать общественно полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года и в каникулярное время.
29. Образовательный процесс организуется в форме уроков и в различных формах внеклассной и внешкольной работы. В учебном процессе также используются стимулирующие и факультативные занятия, лекции, практические и лабораторные занятия, экскурсии.
30. В Школе создана и функционирует социально-педагогическая и психологическая служба (далее СППС).
В своей деятельности СППС руководствуется Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, международными актами в области защиты прав детей, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными законодательными актами Республики Беларусь.
Целью деятельности СППС является социальная адаптация учащихся и оптимизация образовательного процесса.
Основными задачами СППС учреждения являются:
- обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся;
- оказание психологической помощи учащихся.
31. Длительность урока в первых классах – 35 минут, во 2-11 классах – 45 минут.
Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием учебных занятий, которое утверждается директором Школы.
32. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие.
Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
33. Изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне.
Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом.
Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в ІХ – ХІ классах могут проводиться в шестой школьный день.
34. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах или индивидуально.
Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.
Специализированные по спорту классы — классы, которые могут создаваться на I, II и III ступенях общего среднего образования, в них осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования и в целях спортивной подготовки учащихся организуется учебно-тренировочный процесс по видам спорта. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством обороны Республики Беларусь.
35. Наполняемость классов, как правило, не должна превышать:
- в I–IV классах – 20 учащихся;
- в V–XI классах – 25 учащихся;
- наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся.
36. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
37. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя Школы, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
38. Для решения вопроса о переводе ученика на обучение по индивидуальным учебным планам его законные представители, как правило, до 31 августа, подают заявление на имя директора Школы.
Решение о переводе учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану, о порядке и формах проведения промежуточной аттестации (за четверть) по учебным предметам, которые учащийся изучает самостоятельно в пределах индивидуального учебного плана, принимается педагогическим советом Школы, утверждается приказом директора и доводится до сведения учащегося и его законных представителей.
Обучение и воспитание учащегося по индивидуальному учебному плану может быть прекращено:
- по заявлению его законных представителей;
- по решению педагогического совета Школы, когда учащийся получил годовую отметку «0» баллов по одному из учебных предметов, который он изучал самостоятельно.
39. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Школу, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
40. Школа для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся по желанию и запросам законных представителей учащихся может открывать группы продленного дня для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Количество групп продленного дня зависит от числа поданных заявлений и возможностей Школы.
41. Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также типовым учебным планом и учебными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Ежегодно на основе типового учебного плана, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь, Школа разрабатывает учебный план Школы, который утверждается директором по согласованию с отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета.
42. Учащиеся, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Порядок аттестации в порядке экстерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.
Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.
Текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован (а)» или делаются записи «освобожден (а)», «не изучал (а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал (а)».
При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.
Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.
Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы.
Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован (а)» или делаются записи «освобожден (а)», «не изучал (а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден (а)», «не изучал (а)».
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестован (а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Формы, порядок оценки результатов учебной деятельности и проведения текущей и итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи определяются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
43. Учащимся, освоившим содержание образовательной программы базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием).
Свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается учащимся, имеющим за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение», по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования.
Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью второй настоящего пункта. Учащимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче свидетельства об общем базовом образовании с отличием в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка.
44. Учащимся, освоившим содержание образовательной программы среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью выдается учащимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.
Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью выдается учащимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» и других (одного или двух) учебных предметов, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по учебным предметам и отметки не ниже 6 (шести) баллов по тем же учебным предметам, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов и по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.
Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью при выполнении ими соответственно требований, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта. Учащимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка.
45. При выдаче аттестата об общем среднем образовании учащиеся, имеющие за период обучения на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, награждаются похвальными листами. Решение о награждении учащегося похвальным листом принимается директором Учреждения образования.
46. Учащимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выдается свидетельство о специальном образовании.
47. Учащимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ, выдается справка об обучении.
48. Образцы, описания документов об образовании и обучении, порядок их заполнения учета и выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь.
В случае утраты, приведения в негодность документа об образовании (документа об обучении) выдается его дубликат.
Дубликат документа об образовании (документа об обучении) имеет силу документа об образовании (приложения к нему, документа об обучении). Порядок выдачи дубликата документа об образовании (документа об обучении) определяется Президентом Республики Беларусь.
49. Воспитательный процесс в Школе организуется на основе:
- государственной политики по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, и детей, нуждающихся в оздоровлении;
- государственной политики по поддержке детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;
- культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
- современных воспитательных и информационных технологий;
50. Основными требованиями к организации воспитательного процесса являются:
- обеспечение реализации программ воспитания;
- реализация системности и единства педагогических требований;
- соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;
- реализация личностно-ориентированного подхода;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечения их в разные виды социально значимой деятельности;
- профилактика противоправного поведения учащихся;
- педагогическая поддержка детских, молодежных и иных общественных объединений;
- охрана жизни и здоровья учащихся.
51. Основными составляющими воспитания являются:
- гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
- идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
- нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
- эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
- воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
- гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
- семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
- трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;
- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
- воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
52. Школа поддерживает деятельность ОО «БРПО», «Подросткового клуба», ОО «БРСМ» и других молодежных и детских общественных организаций (объединений), которые не противоречат законодательству Республики Беларусь.
53. Питание учащихся в Школе осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Раздел IV. Права и ответственность Школы
54. Школа в соответствии с возложенными на неё основными задачами имеет право:
- вносить в установленном порядке учредителю предложения по совершенствованию своей организационно-штатной структуры;
- осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Виды платных услуг определяются на основе утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
55. Школа несёт ответственность за:
- качество предоставляемого образования;
- сохранность и совершенствование своей материально-технической базы.
Школа несёт иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Раздел V. Права и обязанности участников общеобразовательного процесса
56. Участниками образовательного процесса в Школе являются учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.
57. Прием лиц в Школу для получения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
В І класс Школы принимаются в первую очередь дети, проживающие на территории микрорайона, закреплённого решением Житковичского районного исполнительного комитета за Школой.
Дети, которые не проживают на территории данного микрорайона, могут быть зачислены в Школу при наличии свободных мест.
Для приема детей в І класс Школы законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают заявление на имя директора Школы и представляют следующие документы:
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.
Зачисление детей оформляется приказом директора Школы не позднее 31 августа и доводится до сведения законных представителей.
Прием в порядке перевода учащегося из другого учреждения общего среднего образования для обучения в соответствующем классе на І и ІІ ступенях общего среднего образования осуществляется на основании заявления его законных представителей при наличии свободных мест.
Прием лиц в Школу для обучения в соответствующем классе на ІІІ ступени общего среднего образования осуществляется на основании заявления на имя директора Школы и следующих документов:
- свидетельства об общем базовом образовании;
-справки об успеваемости, справка об обучении (академическая справка) – для лиц, отчисленных из учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования;
- справки о состоянии здоровья ребенка.
От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
58. Учащиеся отчисляются из Школы:
- в связи с окончанием обучения в Школе;
- в связи с переводом в другие общеобразовательные учреждения или в учреждения, которые обеспечивают получение профессионально- технического, среднего специального образования;
- по собственному желанию в связи с переходом на самостоятельную форму получения образования;
- за неуспеваемость, систематическое нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка Школы при обучении на ІІІ ступени общего среднего образования.
Решение об отчислении учащихся из Школы по основаниям, предусмотренным абзацем третьим, четвертым данного пункта Устава, принимается педагогическим советом Школы.
59. Решение педагогического совета об исключении с ІІІ ступени общего среднего образования несовершеннолетнего учащегося за неуспеваемость, систематическое нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка Школы принимается по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних Житковичского районного исполнительного комитета.
60. Решение педагогического совета об исключении с ІІІ ступени общего среднего образования детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, иных законных представителей, за неуспеваемость, систематическое нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка Школы может быть принято только по согласованию с органом опеки и попечительства по месту жительства учащегося.
61. Учреждение не вправе препятствовать переводу учащегося в другое учреждение образования.
62. Учащиеся имеют право на:
- получение бесплатного общего среднего образования, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
- образование в соответствии с образовательными стандартами и образовательными программами общего среднего образования, образовательными программами дополнительного образования и образовательными программами специального образования.
- выбор факультативных занятий в пределах установленного типовым учебным планом количества часов факультативных занятий;
- обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
- охрану своей жизни и здоровья в ходе образовательного процесса;
- создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
- получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
- бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение учебниками и учебными пособиями в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;
- бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки, учебной, производственной, физкультурно-спортивной базой Школы;
- своевременное получение информации об оценке результатов собственной учебной деятельности, сроках аттестации;
- поощрение за успехи в учебной, исследовательской, спортивно-массовой, творческой, общественной деятельности;
- участие в управлении Школой через органы самоуправления;
- участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной, инновационной деятельности;
- получение питания в Учреждении в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;
- каникулы;
- защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования.
Иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, локальными нормативными правовыми актами Школы.
63. Учащиеся обязаны:
- добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
- заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;
- быть дисциплинированными, заботиться о репутации Школы, поддерживать традиции, достойно вести себя в Школе и за ее пределами;
- соблюдать классический, деловой стиль одежды;
- подчиняться решениям органов управления и самоуправления Школы, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;
- выполнять требования педагогических и иных работников Школы в области, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка Школы к их компетенции;
- обязательно посещать учебные занятия по расписанию, общие и классные собрания, внеклассные и внешкольные мероприятия;
-приходить в Учреждение за 15 минут до начала учебных занятий и уходить только после их окончания или по специальному разрешению администрации Школы;
- аккуратно вести дневник, подавать его учителям для выставления отметок;
- проявлять милосердие, человечность уважение к старшим и ровесникам;
- бережно относиться к имуществу Школы;
- с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;
-охранять природную среду;
- участвовать в общественно-полезном труде, в работах по самообслуживанию.
- в тёмное время суток носить световозвращающие элементы.
На занятиях не допускается: вечерний макияж, праздничные и экстравагантные прически («дреды», окрашенные в экстремально-яркие цвета волосы, выстригания), обилие бижутерии, пирсинг, пользование переговорными устройствами, записывающей и воспроизводящей аудио- и видеоаппаратурой,
Запрещается приносить с собой взрывоопасные предметы, горючие и отравляющие жидкости и другие предметы, которые могут причинить вред здоровью окружающих людей, спиртные напитки, наркотические вещества, табачные изделия и находиться под их воздействием в школе и на прилегающей к ней территории, в общественных местах, на проводимых школой мероприятиях;
64. За нарушение Устава и правил внутреннего распорядка Школы учащийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Школы в виде следующих действий (бездействия):
- опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
- нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
- неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
- оскорбления участников образовательного процесса;
- распространения информации, наносящей вред здоровью учащихся;
- порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
- несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
- распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях и на иной территории учреждения образования либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- курения (потребления) табачных изделий в зданиях и на иной территории учреждения образования;
- иных противоправных действий (бездействия).
Не признается дисциплинарным проступком деяние совершенное учащимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
За совершение учащимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- отчисление.
К дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — семнадцати лет.
Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
- длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;
- систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:
- учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
- учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.
Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания доводятся до законных представителей несовершеннолетнего учащегося и заносятся в личное дело учащегося.
Порядок применения мер дисциплинарного взыскания, обжалования решения о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся, порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания определяется согласно действующему законодательству.
65. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.
66. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
- имеющие судимость;
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
- не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.
При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством.
67. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:
- защиту профессиональной чести и достоинства;
- обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
- творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
- доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
- участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
- участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
- участие в управлении учреждением образования;
- повышение квалификации;
- моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
- объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
- ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
- полную педагогическую нагрузку, установленную нормативами
- на аттестацию в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь;
- социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством;
- избираться и быть избранными в органы самоуправления.
Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
68. Педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
- уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;
- повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
- вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;
- соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
- содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
- вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся Школы;
- своевременно информировать законных представителей учащегося о нарушении им Устава и правил внутреннего трудового распорядка Школы;
- оказывать влияние на формирование у учащихся качеств гражданина, патриота, культуры поведения;
- выбирать наиболее оптимальные технологии и формы обучения и воспитания;
- пропагандировать педагогические знания, вести работу с законными представителями учащихся;
- исполнять приказы и распоряжения директора Школы и его заместителей, решения, принятые педагогическим советом;
- организовывать в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся;
- вести установленную документацию по преподаваемому предмету, по классу, представлять руководству школы сведения об успеваемости, следить за состоянием дневников, учебников учащихся;
- проводить мероприятия, которые содействуют укреплению здоровья учащихся, организовывать их общественно полезный труд;
- на протяжении учебного дня выяснять причину отсутствия учащегося в школе и докладывать администрации;
- посещать семьи учащихся на дому;
- проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.
69. Законными представителями несовершеннолетних учащихся Школы являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
Законные представители несовершеннолетних учащихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних учащихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
70. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:
- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, а также с учебно-программной документацией Школы;
- участие в управлении учреждением образования;
- защиту прав и законных интересов учащихся;
- ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности учащихся;
- получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся, проводимых в Школе;
- внимательное и уважительное отношение педагогических и иных работников Школы к личности ребенка, создание в Школе надлежащих условий для содержания, питания и воспитания, полноценного образования в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями ребенка;
Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются актами законодательства и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
71. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
- обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
- принимать необходимые меры для получения ребенком общего базового образования;
- осуществлять преемственность в воспитании детей в семье и Школе;
Не допускается вмешательство законных представителей учащихся в выбор педагогическим работником Школы методов обучения, соответствующих законодательству Республики Беларусь.
Законные представители несовершеннолетних учащихся Школы в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.
Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся определяются в установленном законом порядке.
72. Педагогические работники, учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений и строений Школы, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества, возмещают причиненный Школе ущерб в полном объеме. Участниками образовательного процесса в Школе являются учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.
73. Иные работники Школы.
К иным работникам Школы относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.
Права и обязанности иных работников Школы устанавливаются законодательством, локальными нормативными правовыми актами Школы, трудовыми договорами (контрактами).
Раздел VI. Порядок управления деятельностью Школы
74. Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законодательством Республики Беларусь, Положением об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования, настоящим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
75. Школу возглавляет директор, который осуществляет непосредственное управление образовательным процессом и текущей деятельностью Школы. Директор имеет заместителей по учебной, воспитательной работе и по хозяйству.
Директор назначается на должность, освобождаются от должности отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета по согласованию с управлением образования Гомельского облисполкома. Заместители директора по учебной и воспитательной работе назначаются и освобождаются от должности директором Школы по согласованию с отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета.
76. Директор Школы несёт ответственность за качество и эффективность работы, условия труда работников, охрану труда, жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы школы в государственных органах и организациях, в суде.
77. Директор Школы осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса, проводит тематические и итоговые контрольные работы; Принимает на работу и увольняет в установленном порядке педагогических работников Школы по согласованию с отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета; принимает на работу и увольняет технический и вспомогательный персонал, распределяет и несёт ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам; приобретает, арендует, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному и наличному расчёту; выдаёт доверенности; заключает договора с организациями и физическими лицами, в том числе с учащимися Школы на выполнение различных видов работ по текущему ремонту Школы, оформлению и хозяйственному содержанию её помещений, сооружений и др.; заключает договора на оказание услуг учащимся и их законным представителям, гражданам, а также организациям; отменяет решения совета в случаях, когда они противоречат данному Уставу и Положению об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования; издаёт приказы, распоряжения и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками Школы.
78. Оплата труда директора Школы, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определённом законодательством.
79. Должностные обязанности директора Школы утверждает отдел образования Житковичского райисполкома.
80. В Школе создаются органы самоуправления: совет Школы, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, их деятельность осуществляется в соответствии с положениями, утверждаемыми Министерством образования.
81. Основным органом самоуправления Школы является совет, возглавляемый директором Школы. Состав совета формируется из представителей учащихся, их законных представителей, руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения. В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций.
Общая численность членов совета - 17. Количественный состав совета формируется в следующей пропорции:
25 % – представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;
75 % – представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений, иных организаций.
Представители обучающихся, их законных представителей избираются открытым или тайным голосованием в классах, объединениях по интересам, иных объединениях обучающихся.
Представители руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования избираются открытым или тайным голосованием в структурных подразделениях.
Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений, иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.
Персональный состав совета утверждается приказом руководителя учреждения образования.
Срок полномочий совета составляет два года.
Решения совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные руководителем учреждения образования, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения образования, учащихся и их законных представителей.
82. Педагогический совет является органом самоуправления Школы, в его состав входят все педагогические работники Школы.
Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о педагогическом совете, иными актами законодательства, уставом Школы.
Основными задачами педагогического совета являются участие в управлении учреждением образования, определение основных направлений деятельности Школы, определение путей реализации содержания образования (учебных планов, программ, учебников и др.) и повышение учебно-методического уровня педагогических работников. Состав педагогического совета утверждает директор Школы.
Деятельность педагогического совета осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования.
Педагогический совет принимает решение о создании попечительского совета Школы.
83. Попечительский совет Школы является органом самоуправления и создаётся в целях оказания содействия в обеспечении деятельности Школы и её развития.
Основной целью деятельности попечительского совета является содействие Школе в осуществлении её уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов обучающихся в Школе, создание благоприятных условий для воспитания, учёбы, труда и отдыха детей, педагогических и иных работников.
84. Попечительский совет организует свою работу на основании Устава Школы и Положения о попечительском совете учреждения образования, утверждённого Министерством образования.
85. Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления Школы по вопросам функционирования и развития Школы. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления учреждения образования с правом решающего голоса при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.
Решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер.
86. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
87. Попечительский совет:
- содействует обеспечению сочетания государственных и общественных начал в управлении Школой;
- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы;
- содействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы Школы, благоустройству ее помещений и территории;
- содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников Школы;
- определяет направления, формы, размеры и порядок использования средств попечительского совета, в том числе на развитие учебно-материальной базы, на оказание помощи детям, учащимся из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одарённых детей, а также осуществляет контроль над их целевым использованием;
- содействует организации и проведению социально-культурных мероприятий;
- вносит на рассмотрение совета Школы предложения об изменении и дополнении его устава, в том числе по перечню образовательных и иных услуг, предоставляемых Школой;
- содействует организации поездок детей с целью обучения и отдыха, в том числе зарубежных.
88. В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских кругов, средств массовой информации, общественных объединений, в том числе и зарубежных, а также педагогические работники, учащиеся, их законные представители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Школы.
Членами попечительского совета могут быть также юридические лица, которые действуют через своих представителей. Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности.
89. Решение о приёме в члены попечительского совета принимается большинством голосов его членов и утверждается решением педагогического совета Школы.
Вопрос об исключении из попечительского совета рассматривается на общем собрании попечительского совета. Решение принимается большинством голосов по согласованию с педагогическим советом Школы.
При выходе или исключении из членов попечительского совета добровольные взносы и пожертвования не возвращаются.
90. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание. Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Общее собрание правомочно принимать решения, если в нём участвуют более половины членов попечительского совета. Решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета.
91. К исключительной компетенции общего собрания Школы относится определение приоритетов деятельности попечительского совета и принятие решения о совершенствовании её, изменении структуры и упразднении попечительского совета, определение принципов формирования и использования финансовых средств и другого имущества, находящегося в распоряжении попечительского совета; рассмотрение и утверждение ежегодного отчёта правления попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств.
92. Для управления текущей деятельностью попечительского совета избирается правление. Оно подотчётно общему собранию. Срок полномочий членов правления, его количественный состав определяются собранием попечительского совета.
93. Решения правления, противоречащие уставу Школы, могут быть обжалованы любым членом попечительского совета, в том числе и в суде.
Правление попечительского совета возглавляет председатель правления попечительского совета, избираемый на 3 года.
94. Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц, других поступлений, не запрещённых законодательством. Они зачисляются на внебюджетный счет Школы и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.
95. В Школе могут создаваться органы ученического самоуправления – Совет старшеклассников, Совет отряда, клуба, собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в Школе); школьная ученическая конференция (высший орган ученического самоуправления в Школе); совет учащихся, его комиссии и другие; классные собрания учащихся, классные советы учащихся и их рабочие органы и другие, действующие на основании Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 25, 26), в соответствии с Концепцией развития детского движения в Республике Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 1998 г. № 14), методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь.
96. Взаимодействие Школы с общественными и религиозными организациями регулируются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».
Порядок, условия, содержание и формы взаимодействия Школы с общественными и религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся осуществляется с учетом исторической роли и влияния религиозных организаций на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Участие учащихся в мероприятиях, проводимых совместно с религиозной организацией в рамках плана воспитательной работы Школы, допускается только на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) во внеурочное время.
97. Контроль деятельности Школы осуществляет отдел образования, в подчинении которого она находится.
Раздел VП. Порядок формирования штатов и оплата труда работников Школы
98. Трудовые отношения работников в Школе регулируются Трудовым Кодексом Республики Беларусь, трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
99. Работники Школы имеют право на участие в управлении Школой, на защиту профессиональной и личной чести и достоинства.
100. Штатное расписание Школы утверждается директором по согласованию с отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
101. Приём на работу, перевод и увольнение с работы педагогических работников, рабочих, служащих, обслуживающего персонала Школы осуществляет директор. Прием на работу, перевод и увольнение педагогических работников осуществляется по согласованию с отделом образования Житковичского районного исполнительного комитета.
102. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование. При необходимости на педагогическую работу могут быть приняты лица, имеющие высшее или среднее специальное непедагогическое образование с условием прохождения курсов переподготовки по определенному педагогическому профилю. Специальность педагогического профиля и прохождение переподготовки должно подтверждаться соответствующими документами.
Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.
103. Оплата труда работников Школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в Школе положениями о премировании, надбавках, материальной помощи и доплатах.
104. Аттестация педагогических и иных работников Школы осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
Раздел VШ. Имущество и порядок финансирования Школы
105. Имущество, переданное Школе, относится к коммунальной собственности и находится в её оперативном управлении.
Школа в отношении закреплённого за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества право владения, пользования и распоряжения им.
106. Имущество Школы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
107. Школа не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счёт средств, выделенных ей по смете.
108. Материально-техническая база Школы формируется по действующим нормативам с учётом обеспечения получения общего среднего образования, типа учреждения образования и форм обучения.
109. Финансирование Школы осуществляется за счёт средств местного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчёте на одного учащегося для данного типа и вида учреждения образования.
Привлечение Школой дополнительных средств не влечёт за собой снижение нормативов и размеров её финансирования из бюджета.
110. Дополнительными источниками финансирования Школы являются:
- доходы, полученные от хозяйственной деятельности и оказания услуг;
- добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
- иные источники, не запрещённые законодательством Республики Беларусь.
111. Школа может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.
Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учётом экономически обоснованных затрат и утверждается директором Школы.
112. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Школы, и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и учитываются на самостоятельном балансе.
113. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Школы осуществляется за счёт бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукции и услуг населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Раздел 1Х. Международное сотрудничество
114. Школа имеет право устанавливать прямые связи с органами управления образования и общеобразовательными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего образования, проведения совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).
115. Школа вправе заключать соглашения с иностранными учреждениями (общеобразовательными) об обмене педагогическими работниками и учениками, о создании совместных (ассоциированных) учреждений.
116. Международное сотрудничество Школа осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Раздел Х. Заключительные положения
117. Письменная отчётность вышестоящим органам предоставляется Школой в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
118. Бухгалтерская отчётность, как совокупность показателей, основанных на данных бухгалтерского учёта, предоставляется Школой государственным органам, уполномоченным управлять государственной собственностью, на которых законодательством Республики Беларусь возложено право осуществлять проверку деятельности Школы.
119. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности Школы проводятся государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и учреждений образования.
120. Реорганизация и ликвидация Школы, прохождение аттестации и государственной аккредитации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Реорганизация или ликвидация Школы осуществляется, как правило, по окончании учебного года. Учредитель обеспечивает перевод учащихся в иные учреждения по согласованию с законными представителями несовершеннолетних учащихся.