Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Педагогам

Дата: 14 февраля 2013 в 16:44, Обновлено 15 ноября в 11:28
Автор: карл м.

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием

Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению

Алгоритм контроля за посещаемостью занятий обучающимися учреждений образования

Листовка для тех кто хочет поговорить с агрессором

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ, ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Пособие для руководителей и педагогов учреждений образования

(под редакцией кандидата социологических наук, доцента  Н.А.Залыгиной)

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Что делать и как помочь, если вы заметили склонность к суициду у подростка?

1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в школьном или классном коллективе.

2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания. 

3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать.

4. Не употреблять общие фразы «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту.

5. Отговаривая, не упирать на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: «А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас!».

6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам.

7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение.

8. Задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?». Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает «выпустить пар», выплеснуть эмоции.

9. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка!

Виды суицидов

1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% — это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»

2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4. Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

1. Неуравновешенные подростки.

2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.

4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.

5. Подростки в состоянии сильного стресса.

6. Подростки из конфликтных семей.

Признаки готовящегося самоубийства:

1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).

2. Прощание в различных формах.

3. Письменные указания, раздача ценных вещей.

4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.

5. Угроза – прямая или косвенная.

Знак беды

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:

МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание

САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.

ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.

ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).

Тот, кто имеет «Зачем жить», выдержит любое «Как»

Ф.Ницше

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.


Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения.

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии "методы стимулирования и мотивации" находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности:

словесные наглядные и практические методы репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном. как и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для се успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Продолжение 

_____________________________________________________________________________________________________

Классному руководителю на заметку

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З)

Продолжение 

_____________________________________________________________________________________________________

Заповеди учителя

  • Если ты не умеешь трепетно и трогательно любить и уважать своих близких, то тебе, прежде чем идти работать в школу ,необходимо освоить это важнейшее душевное условие и качество ,без которого учителя не бывает.
  • Если ты не умеешь удерживать дисциплину в классе, то об остальных твоих талантах дети так и не узнают.
  • Если ты мало думаешь, смеёшься, чувствуешь, помогаешь, играешь, творишь,то как же ты собираешься научить этому других?
  • Учитель-профессия круглосуточная ,и если не научишься отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы на стороне, то что же будет интересно детям?

Заповеди классного руководителя

  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  • Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, родителя (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
  • Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему, и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
  • Не пропустите момента, когда достигнут первый успех; сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок услышал и осознал.
  • Оценивайте поступок, а не личность. Создавайте ситуацию успеха.
  • Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
  • Воспитание – это последовательность целей и действий.
  • Воспитатель должен быть требовательным, но одновременно и добрым.

Психологические заповеди педагога

  • Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.
  • Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
  • Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.
  • Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.
  • Старайся понять другого человека, развивай в себе активное слушание.
  • Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.
  • Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».
  • Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.
  • Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
  • Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека — сегодня!»

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для кл. рук)

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Как стать мастером своего дела

Рекомендации для учителей, как стать мастером своего дела

Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. 

Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. 


Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. 

Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. 

Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую. 

Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. 

Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. 

Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. 

Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь". 

Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. 

Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. 

Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. 

Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. 

Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. 

Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. 

Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. 

В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. 

Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. 

Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости. 

Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут. 

Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Действенность речи

Психологические приёмы повышения действенности речи в педагогической деятельности

Слушать - это эксплуатировать свой орган слуха, слышать же — это эксплуатировать свой мозг, концентрируя внимание на словах преподавателя. 

В психолого-педагогической литературе указывается ряд личностных качеств , способствующих эффективному общению. Среди них можно назвать следующие: · 


фасцинация (основа обаяния); · 
прямой и лучистый взгляд, голос, богатый · в тембровом отношении; 
импровизационный ум; · 
эмпатия (способность поставить себя на · место другого); 
доброжелательность; · 
аутентичность (умение быть собой); · 
инициативность в общении; · 
непосредственность; · 
стремление к самопознанию.

Правила успешного общения

Правило первое: 
хотите быть успешным в общение - присоединяйтесь к собеседнику. 

Например, вы беседуете с родителями вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: "Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят'", - и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель- профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт. 



Правило второе: 
нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. 

Существует такая статистика: большинство учителей по принципу восприятия информации - визуалы, большинство руководителей - аудиалы, в то время как дети до 11-12 лет кинестетики. Учительница, придя на урок в старшие классы, говорит всем: "Посмотрите на страницу .... в таблице есть вся необходимая для работы информация ". Как вы думайте, кто из ребят может воспользоваться этой информацией? Поэтому дорогой учитель, если ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести "посмотрите, послушайте, почувствуйте". И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена. 



Третье правило: 
в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему. 

Почему на уроках одного учителя учащиеся с интересом работают, постоянно заняты делом, а у другого тот же самый класс ведет себя с точностью до наоборот? Просто первый, осознанно или нет, присоединился к интересам учащихся, пошел от них при организации работы, а второй пошел от себя и своих интересов. 



При прочих равных условиях учащиеся легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). 




Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий: 



Первое условие - непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему. 

Действительно, он выполняет педагогическое указание с желанием, если оно соответствует его внутренним убеждениям, что это делать необходимо. Следовательно, чтобы учащийся внутренне согласился выполнить педагогическое указание или последовать совету преподавателя, необходимо, чтобы позиция последнего не противоречила каким-либо основным взглядам, позициям учащегося по данному вопросу. 



Вторым условием принятия педагогического указания служит личный интерес учащегося. 

Они с большим желанием выполняют ту работу, результаты которой удовлетворяют какие-либо их интересы, потребности. Отсюда практические рекомендации: чтобы учащийся принял позицию преподавателя, необходимо показать, что действия, которые ожидаются от него, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей. Конечно, данные рекомендации это не панацея, но они увеличивают шанс, вероятность успеха. Если их игнорировать - вероятность успеха будет ниже, если использовать — шансы на успех возрастут. 



Третье условие принятия педагогического указания связано с межличностными, неформальными, неофициальными отношениями между преподавателем и учащимся. 



С помощью этих условий невозможно кого-либо в чем-либо убедить, что-либо доказать, что-либо сделать. Можно только одно — приблизить учащегося к себе, расположить, завоевать доверие, личную симпатию. Когда же возникает состояние достижения расположенности, учащийся легче принимает ту или иную позицию преподавателя со всеми вытекающими от этого благоприятными для дела последствиями.

Как поддержать выпускника

Как поддержать выпускника? 
(советы педагогам)

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. 
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. 
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. 
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Мы хотели бы предложить некоторые рекомендации психологов для организаторов экзаменов и педагогов: 

- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки; 
- создайте ситуацию эмоционального комфорта; 
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; 
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен(а), что ты справишься»; 
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится»; 
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?» – и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»; 
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько», Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания; 
- помогайте подростку поверить в себя и свои способности; 
- помогайте подростку избежать ошибок; 
- поддерживайте выпускника при неудачах; 
- подробно расскажите выпускникам, как будет происходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена; 
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку; 
- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности. 
Итак, чтобы поддержать ребенка во время экзаменов, необходимо: 

- опираться на сильные стороны ребенка; 
- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам; 
- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах; 
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; 
- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку; 

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. 

Экзамены, конечно, значительное событие в жизни выпускников на данный момент, но в аспекте всей их дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть. 

От того насколько психологически грамотно дети справятся с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние их здоровья.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.