Советы по развитию памяти у первоклассников
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, т. к., не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память – высший психический познавательный процесс, посредством которого человек организует и сохраняет свой прошлый опыт, который может быть использован повторно в деятельности. Память даёт возможность человеку впитывать опыт предшествующих поколений, приобретать новые знания, умения, навыки. Посредством памяти человек способен: запечатлевать, сохранять, узнавать, воспроизводить свой прошлый опыт.
В процессе обучения детей в школе педагоги сталкиваются с трудностями усвоения программы некоторыми учащимися. Многие из них с трудом запоминают образ той или иной буквы, цифры, плохо запоминают стихи, долго не могут выучить таблицу умножения и т. д. Одной из причин этих трудностей является плохая память. Чем можно помочь таким детям?
Прежде всего, необходимо помнить, что в детском возрасте запоминание происходит в процессе игры, рисования, слушания сказок, их пересказа. Чем больше видов деятельности, в которые ребёнок включает объект, тем легче он его запоминает. Необходимо учесть следующие важные моменты:
- чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит – этим мы даём возможность ему понять, что интересуемся его персоной;
- спрашивать ребёнка о прошлых событиях – это позволит ему оценивать события и в определённой степени предполагать, предвидеть будущее;
- фиксировать ребёнка на событиях прошлого – это поможет ему запечатлеть в своём сознании воспоминания об определённом порядке вещей: например, подъём, умывание, завтрак, прогулка и т. д. – и даёт ребёнку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;
- можно посоветовать родителям «коллекционировать» интересные события – этим они не только разовьют ребёнка, но и сплотят свою семью;
- необходимо быть очень осторожными с телевизором. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-и минут в день. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.
Предлагаем ряд заданий для развития памяти у детей.
Зад. 1. На столе выставлены 5-6 предметов (игрушек). Ребёнку даётся время их внимательно рассмотреть. Потом предметы убираются. Ребёнок по памяти воспроизводит те предметы, которые были выставлены на столе. Если ребёноксправился с заданием, то количество предметов можно увеличить. Подобную работу можно проводить с картинками.
Зад. 2. Берётся из детского лото несколько картинок, на которых изображены знакомые предметы (4-6). Картинки должны быть одного размера (лучше, если на них будут изображены предметы по тематическим группам: одежда, мебель, посуда и т. д.). Вначале взрослый быстро показывает ребёнку картинки из общей стопки. Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребёнок должен показать (если сможет, то и назвать) те картинки, которые ему были предъявлены вначале.
Зад. 3. Является усложнённым вариантом зад. 2. Ребёнок должен не только найти картинки, которые ему показывали, но и расположить их в той последовательности, в которой ему показывал взрослый.
Зад. 4. Взрослый выкладывает на столе в определённой последовательности несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребёнок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.
Зад. 5. (усложнённый вариант зад. 4.) Ребёнок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные взрослым картинки, но и расположить их в том же порядке, в каком они назывались.
Зад. 6. Ребёнок должен внимательно прослушать те слова, которые скажет взрослый, запомнить их, а потом повторить. Сначала даётся три слова, потом – четыре. Постепенно количество слов увеличивается.
Зад. 7. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок должен вспомнить и воспроизвести как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.
Зад. 8. Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракетка, голубая коляска, красная машина), а ребёнок должен повторить их в заданной последовательности.
Зад. 9. Взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки, а ребёнок должен догадаться, что забыл нарисовать художник (например, у куклы – ногу, у белки – хвост и т. д.).
Зад. 10. На столе раскладываются счётные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, затем сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: а) образец остаётся перед глазами ребёнка; б) образец убирается. Можно эти фигуры выкладывать из кубиков.
Зад. 11. В эту игру можно играть с группой детей или дома всей семьёй. Взрослый называет любое слово, ребёнок повторяет названное слово и добавляет к нему своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к нему своё слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.