Ранняя профилактика дисграфии
Предупредить возможность возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста возможно путём устранения у них уже появившихся её предпосылок.
Наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребёнка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна бы быть сформирована к данному возрасту. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребёнок не взялся за ручку и тетрадь. Как только это произойдёт – мы её (дисграфию) сразу увидим наяву.
Основная опасность состоит в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребёнка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же иногда и появляется смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт!» Не пройдёт это с возрастом, а только ещё больше укоренится и к тому же «обрастёт» массой других нарушений.
Когда мы говорим преодолении уже имеющихся предпосылок дисграфии, то это, образно говоря, меры пожарного порядка – необходимо срочно «подправить» какие-то «западающие» звенья до начала обучения ребёнка грамоте. Но эти меры являются уже порядком запоздалыми. Поэтому теперь мы поведём речь о том, как такого «западания» избежать, как предупредить саму возможность его появления.
Профилактические меры в период до рождения ребёнка Огромная важность самого раннего периода развития часто недооценивается родителями или даже вообще не принимается ими во внимание – их беспокоит только уже проявившаяся патология устной или письменной речи, но никак неё причины.
Однако предпосылки дисграфии возникают не на пустом месте, и очень многих бед можно избежать, если хорошо понять их причины и постараться заблаговременно их устранить. По сути дела, это будет предупреждением самого появления предпосылок дисграфии, а значит – обеспечением нормального хода речевого развития. Почему же так важен этот самый ранний период в развитии ребёнка? За всю психическую деятельность человека, в том числе и за его речь, отвечает головной мозг. Эта деятельность может протекать полноценно лишь при условии нормальной работы мозга. Поэтому когда в дошкольном возрасте мы встречаемся с предпосылками дисграфии у детей, то это уже следствие какой-то гораздо более ранней «катастрофы», которая и привела к повреждению или недоразвитию тех или иных его разделов. Головной мозг ребёнка может быть повреждён (пусть даже незначительно) ещё во внутриутробном периоде или во время родов, хотя внешне это проявится гораздо позднее. Нельзя полностью исключить и возможное влияние неблагоприятных наследственных факторов. Поэтому заботу о профилактике дисграфии следует начинать с заботы о состоянии здоровья будущих родителей. Учитывая современное состояние нашего общества и наличие у многих молодых людей вредных привычек, необходимо обратить на это специальное внимание. Употребление алкогольных напитков обоими родителями должно быть исключено не менее чем за год до зачатия. То же самое относится и к курению, особенно к курению будущей матери. Ещё до наступления беременности должны быть исключены и профессиональные вредности (работа и радиоактивными и химическими веществами, физические и психические перегрузки, стрессы). Естественно это относится и ко всему периоду беременности женщины. Далее, очень важным является сам период беременности и родов. Неблагоприятно сказываются на развитие плода, а значит и головного мозга будущего ребёнка, заболевания матери во время беременности, приём ею различных лекарственных препаратов, токсикозы беременности, попытки её прерывания, физические и психические травмы матери и т. п. При этом очень важно помнить, что нормальное протекание беременности создаёт необходимые предпосылки для нормального протекания родов, и наоборот. Дело в том, что не вполне созревший к моменту родов или повреждённый плод не может полноценно в них участвовать и «не помогает» роженице, что и приводит к необходимости применения разных средств родовспоможения, являющихся далеко не безопасными для дальнейшего развития ребёнка. Нередко такие дети рождаются в асфиксии, с родовыми травмами в области головы, что может приводить к повреждению мозгового вещества и последующей неполноценности развития отдельных мозговых структур. Не вполне чёткая и дифференцированная работа последних нередко впервые обнаруживается лишь в связи с несвоевременным появлением у ребёнка речи или с наличием в ней каких-либо отклонений от нормы. Но это лишь следствие тех причин, которые действовали значительно раньше.В плане профилактики каждой будущей маме очень важно понимать следующее. Если сам процесс родов уже фактически не в её власти и она уже не в состоянии предотвратить необходимость тех или иных экстренных мер, то этого нельзя сказать о периоде беременности и предшествующем её наступлению времени, Разумность поведения будущей матери в этот период, продиктованная осознанием огромной ответственности за судьбу будущего ребёнка (а значит во многом и за её собственную судьбу), может свести к минимуму разного рода осложнения в процессе беременности. А благополучное её протекание, обеспечивающее своевременное и полное созревание плода к моменту родов, является в свою очередь важнейшим залогом их нормального хода, не требующего применения каких-либо вспомогательных средств. Вся необходимая разъяснительная работа с беременными проводится в женских консультациях, нужно лишь не отступать от даваемых там рекомендаций. Если в самом раннем периоде избежать неприятностей всё же не удалось и ребёнок попал в так называемую «группу риска» (к ней принято относить детей с неблагоприятными условиями внутриутробного развития и осложнённым протеканием родов), то нужно прежде всего тщательно провести рекомендованное врачами лечение. Оно, как правило, имеет своей целью снятие возможных воспалительных явлений в тканях головного мозга и стимулирование его развития. В дальнейшем же необходимо применять и чисто педагогические меры профилактики, заключающиеся в правильном воспитании ребёнка и обеспечении необходимых условий для своевременного и полноценного развития его психических функций. Ранняя профилактика дисграфии должна начинаться с младенческого возраста. Проведение её полезно для всех детей, но является совершенно обязательным для детей «группы риска». Правда, у некоторых детей этой группы предпосылок дисграфии может и не оказаться вследствие уже происшедшей компенсации, к которой весьма «склонен» развивающийся головной мозг, однако в отношении них всё же нужно проявлять особую бдительность.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, достаточная сформированность которых, необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:
1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.
2. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия».
3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.